Ключевые понятия и термины: история Древнего мира, Античность, история
Средних веков (Средневековье), раннее, зрелое и позднее Средневековье,
исторические источники, виды источников: письменные, вещественные,
изобразительные.
Стартовый контроль. Обычно проводится для выяснения степени
подготовленности учащихся к усвоению нового материала, а также прочности ранее
полученных знаний, сформированности общеучебных умений и навыков, полученных в
5 классе, или уровня заинтересованности и мотивации для изучения истории. Форма
проведения зависит от поставленных целей. Очень много может рассказать об
учениках короткое сочинение «Мои встречи с Историей во время летних каникул».
При других целевых установках стартовая диагностика может включать задания по
той части материала, которая является общей для заключительных тем истории
Древнего Рима и первых тем по истории Средних веков: древние германцы, начало
Великого переселения народов, начало складывания церковной организации при
Константине Великом, Римская империя в последний век своего существования.
Некоторые учителя повторяют в начале года варианты последних самостоятельных
работ предыдущего учебного года, с тем чтобы шестиклассники могли
самостоятельно сопоставить и проанализировать результаты. Могут быть
использованы фрагменты текстов из Тацита о занятиях, быте, нравах, устройстве
общества у германцев с вопросами и заданиями к ним, приведенные в издании:
УколоваВ. И., УколоваИ. Е. Методические рекомендации к учебнику «История
Древнего мира». — М., 2003. — С. 185-187. Подходят также задания 2, 3, 6 к § 1;
задание 1 (п. 1-3) к § 2 из пособия: Ведюшкин В. А., Крючкова Е. А. История
Средних веков. 6 класс. Рабочая тетрадь. — М., 2008. В игровой форме можно
провести тест на свободные ассоциации или составление словосочетаний, используя
терминологию, общую для курсов истории Древнего мира и Средних веков.
По нашему опыту хорошие результаты для диагностики с одновременной
актуализацией знаний и навыков самостоятельного анализа, полученных в 5 классе,
и выходом на наиболее значимые сквозные темы курса истории Средних веков дает
самостоятельная работа шестиклассников с фрагментом из сочинения марсельского
священника середины V в. Сальвиана.
Приводим отрывок из его рассуждения о причинах гибели Римской империи, написанного в 50-е
гг. V в.
Фрагменты текста, к которым будут поставлены вопросы, выделены жирным
шрифтом. Детям надо сообщить время и место создания источника, имя и род
деятельности автора. Об упоминаемых в тексте готах и вандалах следует сказать,
что к середине V в. они уже были
христианами, но приняли христианство в той форме, которую христиане-римляне
считали неправильной и осуждали как ересь, называемую «арианство» (опережающее
введение двух терминов из § 1 и 2); (вест)готы основали свое первое королевство
на территории Западной Римской империи с центром в Тулузе в 418 г. (т. е. за 30
с небольшим лет до написания текста Сальвиана); вандалы пересекли пролив
Гибралтар в 429 г. и основали свое королевство в Северной Африке в 439 г.
(опережающее введение части материала § 1 по Великому переселению народов и
образованию германских королевств). Каждому из учащихся следует предложить
один-три вопроса.
...Мы, то есть христиане, заботимся об обращении в христианство готов и
вандалов, но чем мы сами лучше их? В отношении взаимной любви и милосердия (а
Господь ставит эту добродетель на первое место.) почти все варвары,
принадлежащие к одному племени и управляемые одним королем, привязаны друг к
другу, а у римлян почти все питают взаимную неприязнь. Какой гражданин у нас не
ненавидит другого гражданина? Кто вполне расположен к своему соседу? Все далеки
друг от друга если не местом, то сердцем: живут в одном доме, а в мыслях
разделены. О, если б это худшее из всех зол ограничивалось согражданами и
соседями! Родственники не дорожат родственными связями. Кто бывает близок со
своими родными? Кто считает себя обязанным быть милосердным хотя бы к тем, кто принадлежит к тому
же роду? А то жестокое зло, которое столько же чуждо варварам, сколько привычно
для римлян, то зло, что они разоряют друг друга налогами? Но хуже всего то, что
большинство обирается меньшинством, и общественные подати обратились в частную
добычу; так смотрят не только высшие сановники, но и всякая мелочь, не только
судьи, но и им подчиненные чиновники.
Вопросы и задания. 1. Найдите в тексте и выпишите незнакомые слова.
(Чаще всего это «подати» и «сановники» — эти слова следует пояснить на доске,
пока дети читают текст источника.) 2. Найдите на карте родной город священника
Сальвиана — Марсель. В какой части Римской империи он расположен? Как далеко от
него проходили пути передвижения (вест)готов и вандалов во время Великого
переселения народов? 3. К какой общности священник из Марселя в середине V в.
относит себя в первую очередь: к римлянам или к христианам? Как вы думаете, чем
объясняется его предпочтение? (К местоимению «мы» Сальвиан сразу дает пояснение
«то есть христиане», следовательно, он в первую очередь относит себя к
христианам. Принадлежность к христианству для Сальвиана более важна, чем
римское гражданство, хотя и судьба Римской империи его тоже волнует: о
разобщенности римлян он пишет с болью и тревогой.) 4. Почему Сальвиан пишет,
что римляне «заботятся об обращении в христианство готов и вандалов», если готы
и вандалы к его времени уже приняли христианство, хотя и в форме арианства?
(Для священника Сальвиана еретики-ариане хуже язычников, он не считает их
своими единоверцами и полагает, что их еще предстоит обратить в истинную веру.)
5. Какие события в истории Рима в V в. связаны с готами и вандалами? 6. Почему Сальвиан рассуждает о
причинах гибели Римской империи, ведь императоры Западной Римской империи еще
существовали в момент написания текста? 7. В чем Сальвиан видит причины гибели
Западной Римской империи? Согласны ли вы с тем, что именно эти причины должны
были привести к падению империи? 8. Прокомментируйте утверждение: «Основную
причину гибели Западной Римской империи марсельский священник Сальвиан видел в
том, что римляне перестали ощущать себя единым народом». Объясните, почему вы
согласны (или не согласны) с этим утверждением. 9. В чем проявлялась
разобщенность римского народа в середине V в. согласно описанию Сальвиана? (Согласно Сальвиану у
римлян к середине V в. оказались
разорваны как родственные, так и соседские связи между гражданами, кроме того,
чиновники не заботились о поддержании платежеспособности налогоплательщиков и
разоряли их, расхищая при этом собранные на общественные нужды, в том числе на
оборону, налоги.) 10. Почему Сальвиан считает разобщенность граждан бедствием
для Римской империи? 11. Почему Сальвиан считает «наихудшим злом» то, что не
только крупные, но и мелкие чиновники присваивают собранные налоги? В чем,
по-вашему, заключается опасность казнокрадства для империи?
Текст и вопросы с заданиями достаточно сложны, поэтому ученикам в процессе
работы надо пояснять непонятные им слова, задавать наводящие вопросы. Несмотря
на могущие возникнуть в процессе работы затруднения, ее результаты всегда себя
оправдывают. Работа может быть проведена также в ходе знакомства с новым
материалом или для текущего контроля при изучении §1—2.
План изучения нового материала: 1. Что такое Средние века
(хронологические рубежи Средневековья; происхождение названия «Средние века»;
«хорошими» или «плохими» были Средние века; были ли Средние века там, где не
было ни Античности, ни Возрождения; периодизация истории Средних веков: раннее,
зрелое и позднее Средневековье). 2. Исторические источники по истории Средних
веков (важнейшие виды источников по истории Средних веков: письменные,
изобразительные, вещественные; роль археологии для изучения истории Средних
веков. Раскопки в Саттон-Ху (Англия) и на озере Паладрю (Франция).
1. Хронологические рамки
Средневековья и его периодов могут быть изучены в ходе самостоятельной работы
учащихся с привлечением текста учебника (с. 6—8) и «лент времени». Работу можно
провести индивидуально или в группах. В этом случае шестиклассники сами сделают
выводы о необходимости периодизации и, возможно, о ее условности. Другим
вариантом изучения этой темы может быть объяснение учителя, который кратко
записывает на доске, а ученики в тетрадях периодизацию истории Средних веков.
2. В разговоре об
источниках возможен теоретический подход, когда упор делается на классификацию
источников и условность их разделения на виды (следует привести примеры, когда
один и тот же источник может рассматриваться и как вещественный, и как
изобразительный, и как письменный: монета, ковер из Байё и т. д.). Впрочем,
теория изучается на конкретных памятниках, включенных в иллюстративный ряд
учебника. Возможен вариант, когда преимущественное внимание уделяется
археологическим комплексам в Саттон-Ху и на озере Паладрю. Упоминание о
подводных археологических раскопках позволяет перекинуть мостик к курсу
отечественной истории: уникальность комплекса Паладрю в том, что воды озера,
затруднив доступ необходимого для процесса гниения кислорода, стали прекрасным
консервантом для органических веществ — дерева и кожи. Аналогичный пример дает
нам археология Великого Новгорода, где насыщенная водой почва позволяет сохраняться
предметам из кожи и дерева, в том числе знаменитым новгородским берестяным
грамотам.
Работа с иллюстрациями. На иллюстрациях к параграфу представлены
вещественные и изобразительные источники по истории Средних веков: церковная и
светская архитектура, оружие (шлем), образцы ювелирного и
декоративно-прикладного искусства (оклад, застежка), наконец, фрагмент
знаменитого ковра из Байё. Следует обратить внимание учеников на то, что не
только город, но и монастырь защищены мощными стенами, что было необходимо в
условиях характерной для Средневековья постоянной внешней опасности, указать на
то, что в Столетней войне (Мон-Сен-Мишель) и в битвах Реконкисты (Авила) эти
стены не раз защищали жителей от врагов.
Наиболее пристального внимания заслуживает ковер из Байё. Кратко
охарактеризовав особенности этого уникального памятника, можно предложить
школьникам извлечь из изображения как можно больше сведений о вооружении и
особенностях ведения сражений того времени. Особую ценность этой иллюстрации
придает то, что она хорошо ложится в выделенную нами как основная проблематику
«своих» и «чужих» и в этом плане сопрягается с другими изображениями поединков
и сражений, при рассмотрении которых можно напомнить детям о том, как была
изображена на ковре битва при Гастингсе. Следует предложить учащимся
определить, где на иллюстрации англосаксы, а где нормандцы (в терминологии
приведенного выше источника англы и франки). Принимая во внимание, что дети еще
не знают о том, что нормандцы предпочитали сражаться конными, а англосаксы —
пешими, определить тех и других им будет непросто. Отсюда вывод: хотя, как это
очевидно и из истории создания ковра, и из концепции отраженных на нем событий,
художник выражал точку зрения победивших нормандцев, побежденные англосаксы,
несмотря на жестокое столкновение, для него тоже не «чужие». |