Четверг, 25.04.2024, 19:42                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [66]
РУССКИЙ ЯЗЫК [2]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [0]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [57]
ИСТОРИЯ [66]
МАТЕМАТИКА [29]
ИНФОРМАТИКА [2]
БИОЛОГИЯ [21]
ГЕОГРАФИЯ [22]
ХИМИЯ [24]
ФИЗИКА [17]
АСТРОНОМИЯ [3]
ИЗО И МХК [7]
ФИЗКУЛЬТУРА [25]
ТЕХНОЛОГИЯ [13]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА НА ТЕМУ "АНГЛИЯ: ОТ НОРМАНДСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ ДО ПАРЛАМЕНТА"
22.09.2012, 16:36

Ключевые понятия и термины: «Книга Страшного суда», Анжуйская держава, «щитовые деньги», суд присяжных, Великая хартия вольностей, парламент, палата лордов, палата общин, кортесы, рейхстаг, сейм.

Текущий контроль. Наряду с вопросами и заданиями по материалу предыдущего урока желательно, чтобы ученики в общих чертах вспомнили материал о предшествующей истории Англии, включая и собственно Нормандское завоевание.

План изучения нового материала: 1. Последствия Нормандского завоевания для развития Англии. 2. Генрих II Плантагенет и его реформы. 3. Великая хартия вольностей. 4. Возникновение английского парламента.

Комментарий. Данный урок не только вводит материал еще по одной важной европейской стране, но и показывает во многом иной вариант социально-политического развития. С одной стороны, завоевание более развитой страной/областью (Нормандией) менее развитой (Англии) способствовало ускорению темпов общественного развития, и прежде всего развития феодальных отношений. С другой стороны, Вильгельм, обладая в своем герцогстве более прочной властью, чем любой другой французский феодал, вероятно, в какой-то форме осознавал негативный опыт дробления власти и усобиц во Франции и стремился избежать их. Вместе с самим фактом завоевания это привело к гораздо более прочному положению королевской власти, что формировало несколько отличный от французского путь централизации. В этом смысле политику Вильгельма после завоевания Англии и реформы Генриха II можно рассматривать как своего рода ответы на вызовы — вызовы французского феодализма. Но такая ситуация при всех своих плюсах таила в себе противоположную по сравнению с Францией опасность — опасность авторитаризма королевской власти, чреватого деспотизмом. И в этом, как и в отношении усиления королевской власти, как таковой, следует подчеркнуть активную и важную роль личности. Применительно к этому ракурсу прежде всего личности на троне. Проблема нравственного авторитета власти, соблюдения ею принятых правил отношений с вассалами или подданными, встала в Англии иначе, чем во Франции, и при этом, пожалуй, еще более остро. Как показал английский опыт начала XIII в., их несоблюдение оказалось способно быстро ослабить даже самые прочные позиции королевской власти. Великая хартия вольностей и возникновение английского парламента заложили вековые традиции английской свободы. В то же время возникновение парламента, который обеспечил определенную степень причастности подданных к делам управления, очевидно, делало государство более стабильным. Наконец, материал урока вводит новые грани в тему отношений государства и Церкви (история Томаса Бекета, конфликт Иоанна Безземельного с папой римским).

1. Если в § 4 речь шла о самом Нормандском завоевании, которое подвело черту под англосаксонским периодом в истории Англии, то в данном разделе речь идет о нем же, как об отправной точке последующего развития Англии. Для начала нужно вспомнить вместе с учениками, кто и когда завоевал Англию. Далее целесообразно спросить ребят: как бы вы на месте Вильгельма Завоевателя укрепляли свою власть в захваченной стране, принимая во внимание, что большую часть земли нельзя не раздать своим соратникам? При необходимости можно подтолкнуть ребят наводящими вопросами и репликами к тем решениям, которые в действительности осуществлял Вильгельм. Желательно кратко упомянуть о «Книге Страшного суда» и задать учащимся вопрос: как король в еще не слишком знакомой ему стране мог определить, сколько налогов собирать с населения того или иного города или деревни и какую службу можно потребовать с того или иного вассала, чтобы она соответствовала размерам его владений и не была слишком разорительной? Продолжая тему особенностей положения королевской власти в Англии XIXIII вв., можно задать детям вопросы: как вы думаете, то обстоятельство, что английский король был теперь еще и герцогом Нормандии, а тем самым вассалом французского короля, усиливало его позиции в Англии или ослабляло их? А усиливало ли положение нормандского герцога как вассала французского короля то, что герцог был еще и королем Англии? Ответы детей могут быть разными, важно, чтобы они обосновывали свою точку зрения. В действительности же, принимая во внимание, что и власть короля в Англии, и власть герцога в Нормандии были в это время достаточно прочными, возможность при необходимости использовать ресурсы одного своего владения в интересах (или для защиты) другого, конечно, давала значительные преимущества. В то же время положение могущественного вассала французского короля предоставляло английскому монарху идеальные возможности для вмешательства в дела французской короны.

2.         Следует иметь в виду, что в промежутке времени от смерти Вильгельма до воцарения Генриха II (в учебнике этот материал в силу необходимости опущен) в Англии происходили события, важные для понимания последующего периода. Во-первых, младший сын Вильгельма Генрих I (1100—1135) пришел к власти в обход старшего брата и потому, чтобы заручиться поддержкой властных элит, даровал им обширные привилегии (Хартия Генриха I), которые в дальнейшей своей деятельности всячески пытался свести на нет. Во-вторых, поскольку Генрих не оставил сыновей, началась борьба за власть между его дочерью Матильдой и племянником (сыном сестры) Стефаном, графом Блуа. Матильда вторым браком была замужем за графом Анжу Жоффруа Плантагенетом; их сыном и был Генрих II. Период междоусобиц продлился почти 20 лет. В конце концов был достигнут компромисс: Матильда признала Стефана королем в обмен на обещание, что ему наследует ее сын Генрих. Поскольку в ходе этой борьбы обе стороны, чтобы заручиться поддержкой английской знати, шли ей на уступки, королевская власть, естественно, ослабела. Таким образом, реформы Генриха II начинались отнюдь не на том уровне централизации, который был достигнут к концу правления Вильгельма Завоевателя.

Переходя к правлению Генриха II и к его реформам (многие из которых касались не только Англии, но и его французских владений), следует обратиться к карте и предложить детям вспомнить, какими землями и по какой причине владел Генрих II во Франции. Сами реформы можно рассмотреть в ходе беседы, задавая учащимся вопросы: если король сталкивался с нежеланием феодалов вовремя являться к нему на службу и служить всюду, где это потребуется королю, как мог он решить эту проблему? (Ответ: замена вассальной военной службы «щитовыми деньгами».) Как король мог ослабить судебную власть сеньоров и почему это было важно? В то же время следует различать собственно реформы и стремление короля к авторитарности, к подчинению своему контролю всех институтов страны, включая Церковь. Не встречая сильного сопротивления в обществе, король в этой ситуации легко мог вступить на путь злоупотреблений, что и произошло в случае с убийством Томаса Бекета. В этом отношении история Бекета отчасти предваряет ситуацию, в которой была принята Великая хартия вольностей.

3.         Принятие Великой хартии вольностей было закономерным следствием усиления

королевской власти, не сбалансированного другими общественными силами или институтами. То, как силы, обычно склонные поддерживать короля против баронов, объединились вокруг баронов, оказавшихся в этой ситуации фактически выразителями интересов всего общества, показывает, что не только бароны, но и рыцари, и горожане видели угрозу для себя в авторитарных тенденциях королевской власти. Чтобы дети могли конкретно представить себе злоупотребления Иоанна Безземельного, целесообразно привести несколько цитат из хроник того времени: 1. (1201 г.) «Когда бароны Англии собрались в Портсмуте, чтобы отправиться с королем за море [т. е. во Францию], король взял у каждого из них деньги, которые они должны были истратить на службе, и позволил им вернуться домой». 2. (1210 г.) «Король Иоанн под предлогом возвращения Нормандии и других своих земель, которые отнял у него король Франции Филипп, взыскал неисчислимый и ни с чем не сравнимый налог чистыми деньгами, не щадя ни церковных людей, ни мирян». Можно обсудить с детьми вопрос, кажется ли им справедливым недовольство вассалов такими действиями короля. После этого целесообразно перейти к работе с источником (см. ниже).

Обращаясь к вопросу о значении Великой хартии вольностей, можно спросить детей: есть ли в тексте, который они анализировали, какие-либо указания на то, когда и для борьбы с каким королем составлена Хартия? Таких указаний нет, и именно в силу «абстрактности» формулировок Хартии она смогла уже в XVII в. стать знаменем борьбы англичан за свою свободу.

4. Создание английского парламента представляет собой результат естественного развития ранее проявившихся тенденций к установлению равновесия общественных сил. Уже в Великой хартии вольностей был пункт о создании органа, который бы контролировал выполнение королем взятых на себя обязательств (в документ учебника эта статья не включена), однако такой орган так и не стал постоянно действующим, а потому новые злоупотребления королевской власти не могли не вызвать в обществе новых столкновений, переросших на определенном этапе в гражданскую войну. В этой ситуации создание постоянно действующего органа, который бы представлял интересы основных сословий общества и хотя бы частично ограничивал королевскую власть, стало предельно насущной задачей. Вопрос об устройстве парламента лучше всего рассматривать в сравнении с Генеральными штатами (при этом можно предложить детям нарисовать в тетради две схемы), выявив черты сходства и различия и постаравшись наводящими вопросами подвести детей к пониманию причин различий. Важно подчеркнуть огромное значение возникновения парламента (как и Генеральных штатов) не только как прямого предшественника современной демократии, но и с точки зрения стабилизации обстановки, снижения градуса социально-политической напряженности в английском обществе XIII в. и позднее.

Работа с источником. Великая хартия вольностей — один из самых знаменитых документов английской истории. Любопытно, что наиболее важную роль документ сыграл спустя несколько веков после того, как был написан, в совершенно иных исторических условиях, в контексте борьбы англичан против злоупотреблений абсолютизма. Однако и в контексте английской истории XIII в. этот текст имеет огромное значение, будучи интереснейшим источником по истории феодального права. 63 статьи Великой хартии вольностей расположены внешне не слишком упорядоченно, однако заметно, что статьи, обеспечивающие привилегии и вольности баронов, и численно преобладают по сравнению с прочими, и расположены в основном в начале текста. В то же время составители Хартии стремились хотя бы минимально учесть и интересы

союзников баронов рыцарей, горожан, а отчасти и всех свободных людей. Вопросы к источнику сформулированы в учебнике. Если у детей возникнут проблемы с ответом на вопрос о статье 39, можно помочь им наводящим вопросом: о ком король мог сказать: «мы не пойдем на него [имеется в виду с войском] и не пошлем на него...»?

Работа с картой. Карта может быть использована при работе над темой «Нормандское завоевание Англии», а также для определения масштабов Анжуйской державы. В то же время само отсутствие на карте Англии деления на множество феодальных владений, как во Франции, очень показательно, так как демонстрирует другое положение крупных феодалов — вассалов короля.

Работа с иллюстрациями. Замок в Рочестере очень выразителен для характеристики тех методов, с помощью которых нормандцы закрепили свою власть над завоеванной страной. К тому же времени относится центральная часть лондонского Тауэра, внешний вид которого, однако, подвергся с тех пор более значительным изменениям. К иллюстрации «Надгробие Генриха II во Франции» напрашивается вопрос: почему английский король был похоронен во Франции? Дети могут вспомнить, что Генриху принадлежали во Франции огромные владения, что права на английский трон он получил по линии матери, в то время как по отцовской линии он был графом Анжу.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: дополнительный материал к урокам ис, задания по истории, методическая копилка учителя истори, дидактический материал по истории
Просмотров: 1808 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru