Пояснительная записка:
Пчеловод или пасечник – одна из древнейших сельских
профессий. Раскопки одной из египетских пирамид свидетельствуют: египтяне свыше
5 тысяч лет назад занимались в обширных масштабах медовым промыслом, который уже
тогда считался не только высокодоходным, но и очень почетным: фараонам даже
присваивался титул «повелителя пчел». В одном из музеев хранится монета из
древнего города Эфес, основанного во 2-м тысячелетии до нашей эры. На её
лицевой стороне – пчела. В древней мифологии это насекомое – перевоплощенная
богиня Артемида. По другому преданию нимфы научили Аристона – сына Аполлона
мастерству пчеловождению.
Пчеловодством всю свою жизнь занимались такие великие люди, как
Лев Николаевич Толстой, основатель органической химии и теории структурного
строения вещества Александр Михайлович Бутлеров. Они имели обширные пасеки, на которых
не только с увлечением проводили время за любимым занятием, но и постоянно внедряли
что – то новое, передовое. Разведение пчел, кстати, немногих из одомашненных
человеком насекомых, это не, только, одно из интереснейших занятий, но и высокодоходное
дело.
Пчелы дают мёд, воск, прополис, пчелиный яд, пергу (смешанную
с медом и потому надолго законсервированную пыльцу растений). Эти продукты
пчеловодства весьма полезны для здоровья человека, а потому они всегда в хорошей
цене. Да и само пчеловождение – это ежедневное общение с природой, пребывание на
чистом воздухе, насыщенном в период медосбора неповторимым ароматом зелени и
цветов, наблюдения и уход за насекомыми – этими извечными тружениками, с
которых не плохо бы было нам , людям, брать пример. Поэтому, видимо, неспроста многие
пчеловоды славятся отменным здоровьем уравновешенным, характером и как
следствие – долголетием.
Предлагаемый элективный курс « Я – пчеловод» разработан исходя
из современных потребностей сельской школы и по причине отсутствия в обращении
подобных программ. В настоящей программе элективного курса ставятся следующие ЗАДАЧИ:
1. В условиях предстоящего профильного обучения в 5-9 классах
ориентировать учащихся на изучение естественно – научного цикла предметов, в частности
биологии.
2. Через практические работы (лабораторные работы, экскурсии),
опираясь на предшествующие знания по ботанике, зоологии, анатомии и гигиене человека,
развить у учащихся интерес к биологическим знаниям.
3. В плане профессиональной ориентации помочь будущим выпускникам
в выборе профессии и самоопределении во взрослой жизни.
ЦЕЛЬ: По завершении элективного курса « Я пчеловод» приобрести
элементарные практические и теоретические знания в области пчеловодства,
разработать и защитить проект собственного фермерского хозяйства.
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 5- 9х
классов рассчитана на 10 часов.
Из них 4 часа – теоретический материал;
4 часа – практические работы;
1час – экскурсия;
1час – защита бизнес - проекта небольшого фермерского пчеловодного
хозяйства.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с замыслом программа данного элективного курса
скомпонована в 5 обширных тем – блоков.
1)
«Состав пчелиной
семьи». Здесь учащиеся углубляют знания по зоологии, подробно знакомясь с
биологией медоносной пчелы и с историей мирового пчеловодства. Однако жизнь
пчел неразрывно связана с медоносными растениями – кормовой базой для этих
животных.
2)
«Медоносные
растения района» как раз и предусмотрено изучение этих вопросов, на основе расширения
ранее полученных знаний по ботаники. Расширив и укрепив, таким образом, теоретическую
базу для изучения пчеловодства.
3)
«Пчеловодный
инвентарь и пасечные работы». Учащиеся приступают к овладению элементарными практическими
навыками работы с пчелами, а также знакомятся посредством экскурсий с пасечными
постройками (омшаник, сотохранилище), изучают пчеловодный инвентарь и приемы работы
с ним, правила техники безопасности при работе с пчелами. По мере реализации программы
элективного курса.
4)
Изучают полезные продукты
пчеловодства, даются основы экономического проектирования с целью разработки бизнес-проекта
фермерского хозяйства пчеловодного направления.
5)
«Подведение
итогов курса» подводятся результаты работы по программе элективного курса
посредством конференции, презентации и защиты проектов.
В программе элективного курса предусмотрены различные формы
организации работы с учащимися: традиционная классно- урочная, групповая и
индивидуальная через уроки, лекции, экскурсии лабораторные и практические работы,
итоговую конференцию. Ученики ведут конспекты занятий, готовят доклады и сообщения,
рефераты, гербарии медоносных растений.
Исходя из особенностей программы элективного курса, а именно тесной
логической связи материала с ранее полученными знаниями по ботанике, зоологии,
гигиене человека, думается, что будет более целесообразна линейная структура изложения
содержания, то есть, последовательное и целесообразное продвижение по мере
изучения курса к конечной поставленной цели. Это соответствует культур
сообразности изложения данного рода материалов.
Учебно-тематический план.
Название темы |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
всего |
лекции |
практика |
1. Состав пчелиной семьи |
2 |
1 |
1 |
Урок, лабораторная работа |
Письменное сообщения учащихся, конспекты. |
2.медоносные растения района |
2 |
1 |
1 |
Работа в группах |
Гербарий медоносных растений. |
3. пчеловодный инвентарь и пасечные работы |
3 |
1 |
2 |
Групповая экскурсия. |
Изготовление простейших пасечных приспособлений. |
4. полезные продукты пчеловодства; основы экономического
проектирования пасеки. |
2 |
1 |
1 |
Урок, учебная лекция. |
Доклад по теме, защита реферата. |
5. подведение итогов элективного курса. |
1 |
|
1 |
Итоговая конференция. |
Презентация, защита. Бизнес-проект. |
Кол-во часов |
10 |
4 |
6 |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Практическая работа №1 по теме «Состав пчелиной семьи».
Название работы: «Морфологические особенности особей, входящих
в состав пчелиной семьи».
Цель работы: Изучить морфологию пчёл, научиться распознавать
матку, трутней, рабочих особей.
Оборудование:
1. Ручная лупа.
2. Пинцет.
3. Препаровальные иглы.
4. Линейка.
5. Пчелиные особи (матка, трутень, рабочая пчела).
Ход работы:
1. Рассмотреть под ручной лупой пчелиных особей.
2. Выявить согласно таблице морфологические особенности.
Морфологические особенности особей пчелиной семьи.
Название особей |
Длина крыльев (см) |
Ширина тела (см) |
длина тела (см) |
Особенности строения глаз |
матка |
|
|
|
|
трутень |
|
|
|
|
Рабочая пчела |
|
|
|
|
3. Сделать вывод:
а) Какие из особей самые крупные по размерам?
б) По каким характерным признакам отличаются матки, трутни и
рабочие пчелы?
в) Почему пчеловоду необходимы знания по морфологии пчёл?
г) Какая связь существует между внешним строением пчелы и её
функциями в улье?
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ПЧЁЛАМИ
1.Все работы в ульях, осмотр пчёл, производить ближе к вечеру
по завершении массового лёта насекомых.
2.Одежда должна быть чистой, без посторонних запахов (белый халат,
специальный комбинезон).
3.Не злоупотреблять дымом от дымаря, что приводит к
озлоблению пчел.
4.Перед предстоящими работами в ульях не употреблять в пищу лук,
чеснок, использовать одеколон и другие пахучие вещества. Употребление алкоголя также
недопустимо.
5.При нахождении на пасеке, всяких работах с пчёлами не
производить резких движений, не стукать по ульям, не стоять против летка.
6.Во избежание воровства, не открывать одновременно более 1-
2-х улочек, не капать свежий мёд с рамок, не ронять восковых крошек на землю.
7.Рамки с медом, а также сушь переносить в специальном плотно
закрываемом ящике.
8.Не беспокоить насекомых частыми , не продуманными, бесцельными
осмотрами. Всё это очень раздражает и злит пчёл, отвлекает во время взятка от
приноса нектара, приводит к снижению медосбора.
9.При возвращении осмотренных рамок в улей не допускать раздавливания
пчёл: запах раздавленных насекомых также приводит остальных обитателей к
озлоблению.
10.Жала от пчелиных укусов удалять скребущим движением ногтя,
так как запах пчелиного яда способствует мобилизации остальных пчёл на защиту
жилища и медовых запасов.
11.Не производить осмотры ульев без лицевой сетки: ужаления в
глаза, слизистые оболочки чреваты крайне тяжелыми последствиями для здоровья.
12. Не производить никаких работ с пчёлами в пасмурную и особенно
дождливую, а также ветреную погоду.
13.Территория пасеки возле дома должна быть огорожена плотным
забором из досок не менее 2-х метровой высоты, чтобы пчёлы, покидающие свои жилища,
взмывали вверх и не беспокоили прохожих.
Среди обывателей существует мнение, что якобы пчелы знают
своего хозяина и поэтому не жалят его. К сожалению, это совершенно не верно: сколько
бы вы не общались с ними (да и вообще с любыми насекомыми) в силу их низко развитой
нервной системы не вырабатываются подобные условные рефлексы, как, скажем, у
собак. За подобные действия, как известно учащимся из курса школьной биологии, согласно
учению И.П.Павлова отвечает кора больших полушарий головного мозга, которая у
насекомых ещё попросту эволюционно отсутствует. Поэтому только знание и
неукоснительное соблюдение основных правил техники безопасности остаются важнейшим
условием успешного человождения, залогом приятного времяпровождения за любимым
и полезным занятием .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Концепция модернизации российского образования на период
до 2010г. Вестник образования 2002г. №6, с.11-40.
2. Кузнецов А. Профильное обучение: проблемы, перспективы
развития. Народное образование 2003г.№1, с.101-108.
3. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Утверждена
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года, №
751.
4. Сиденко А. Как создать авторскую педагогическую
разработку. М. Ассоциация учителей физики.2001 год.
5. Пьянкова Н. Проектирование и экспертиза учебных курсов по
выбору учащихся. Пособие для учителя. М.: АПКРО. 2004год.
6. Шиянов Е., Котова И. Развитие личности в обучении: Учебн. пос.
М.: Новая школа.1997год. |