1. Аннотация для учащихся
Предлагаемый элективный курс называется
"АСТРОНОМИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП" из-за
многообразия затронутых тем из астрономии,
обилия источников информации и различных форм
обучения.
Астрономия одна из древнейших наук. А вы в
начале XXI века, возможно, мало, что знаете о ней
или хотите знать больше. Тогда этот элективный
курс будет для вас познавательным.
Астрономия изучает небесные тела и их системы,
явления и процессы, происходящие во Вселенной.
Обо всём этом вы узнаете на занятиях этого
элективного курса.
Астрономия - одна из фундаментальных наук
о природе, тесно связанная с физикой,
математикой, космонавтикой. И вы согласить с этим
после занятий этого элективного курса.
Астрономия необходима для развития геодезии,
картографии, мореплавании, авиации,
исследованиях. И в этом вы убедитесь на занятиях
этого элективного курса.
Элективный курс базируется на знаниях,
полученных вами при изучении "Окружающего
мира" в начальной школе, естествознании,
физической географии, химии, физики и
преемственно связан с ними.
Предлагаемый элективный курс будет
способствовать получению знаний по астрономии,
расширению вашего кругозора, формированию
представлений о научной картине мира и, наконец,
поможет сориентироваться вам с выбором
конкретного места профиля обучения и дальнейшей
специализации.
2. Пояснительная записка
Профильное обучение в старших классах стало
требованием времени, но переход к нему для
учащихся достаточно труден. Как выбрать нужный
профиль и что поможет старшекласснику сделать
более осознанный выбор? Это элективные курсы,
проводимые в 10-11-х классах, которые призваны
помочь им оценить свои способности к обучению по
различным профилям, осуществить свой выбор
профиля, соответствующего способностям и
интересам.
Так получилось, что при комплектовании в нашей
школе старших классов по профилю, в программе
базового стандарта не нашлось места для
астрономии. А, ведь такой предмет может быть
интересен каждому. Помимо просто того факта, что
астрономия является частью общечеловеческой
культуры, и исключение астрономии из изучаемых
предметов обедняет учащихся. Также следует
отметить, что Санкт-Петербург является
уникальным городом по концентрации
астрономических учреждений: Главная
астрономическая обсерватория (Пулковская),
Институт теоретической астрономии, Институт
прикладной астрономии.
Астрономия является областью знаний, в которой
объединяются все предметы естественнонаучного
цикла в применении к исследованию Вселенной. В
последние годы астрономия претерпевает
настоящую революцию, связанную с новыми методами
наблюдений: радиоинтерферометрия, космическая
астрономия. Появились новые
математические методы обработки наблюдений. Для
доступа к информации широко используется
компьютерная сеть Internet.
Особый интерес представляет вопрос развития
Вселенной как с точки физики и астрономии, так и с
философской стороны. Новые наблюдательные
данные начинают приоткрывать завесу над этой
загадкой, однако, в этом вопросе до сих пор много
неясного. Значит, ещё есть профессии, где можно
быть первооткрывателем и принести труды свои на
пользу всего человечества. Может быть, именно
этот элективный курс поможет кому-нибудь в
выборе профессии и для кого-то окажется самым
важным в жизни, хотя автор подразумевает сделать
его ориентационным и просто
познавательно-интересным.
Преподавание данного курса связано с хорошим
владением учащимися компьютером, поскольку при
проведении уроков активно используется
компьютерный класс для просмотра изображений на
сайтах Интернета, работы с демонстрационными и
обучающими программами на мультимедийных дисках
("Открытая астрономия", "Уроки открытого
колледжа. Астрономия").
Цели курса
- развитие пространственного мышления учащихся;
- развитие интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
- воспитание убежденности в возможности познания
природы;
- овладение умениями применять полученные знания
для объяснения явлений окружающего мира;
- расширение знания учащихся по астрономическим
вопросам естествознания;
- получение целостное представление о
современной естественнонаучной картине мира;
- реализация задачи предпрофильной подготовки
для ориентации учащихся в выборе профиля
обучения.
Задачи курса
- научить учащихся пользоваться школьным
астрономическим календарём (ШАК) и подвижной
картой звёздного неба (ПКЗН);
- познакомить с природой планет и звёзд,
строением Солнечной системы и звёздных систем;
- учить правильно объяснять многие наблюдаемые
астрономические явления;
- объяснить, как астрономы определяют расстояния
до небесных тел, их размеры, массу, температуру,
химический состав;
- помочь понять сущность повседневно наблюдаемых
и редких астрономических явлений и процессов;
- объяснить, как, опираясь на достижения
современной физики, формируется представление
об астрономической картине мира;
- познакомить с некоторыми предположениями и
гипотезами, которые связаны с увлекательными, но
пока ещё не решенными научными проблемами;
- увлечь предметом так, чтобы учащимся захотелось
обратиться к научно-популярной литературе по
астрономии и расширить свои знания в этой
области.
Методические требования к уровню усвоения
учебного материала
В результате изучения программы элективного
курса "АСТРОНОМИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП" учащиеся
получают возможность
знать, что:
- в систему астрономии положены наблюдения,
выполняемые с помощью современных наземных и
космических радио- и оптических телескопов;
- созвездие - это участок неба, включающий в себя
звёзды и другие постоянно находящиеся в нём
астрономические объекты, в пределах строго
определённых границ;
- небесная сфера - это воображаемая сфера, в
центре которой находится наблюдатель, на
- небесной сфере возможны угловые измерения;
- суточное вращение небесной сферы - следствие
вращения Земли вокруг оси;
- изменение вида неба в течение года - результат
обращения земли вокруг Солнца;
- видимое суточное вращение небесной сферы и
годичное движение Солнца по эклиптике убеждают
нас в том, что наблюдаемые явления природы надо
тщательно изучать, чтобы понять их истинную
причину;
- в основу составления каталогов, построения
звёздных карт и атласов положены экваториальные
координаты звёзд и ;
- введение различных систем счёта времени
вызвано потребностями жизни и производственной
деятельности людей;
- календарь представляет собой систему счёта для
промежутков времени, в настоящее время мы живём
по Григорианскому календарю;
- на протяжении многих веков господствовали
геоцентрические системы мира, поддерживающие
церковью;
- в ХVI в. Николай Коперник обосновал
гелиоцентрическую систему мира, которая
правильно отражает строение Солнечной системы и
лежит в основе научного мировоззрения;
- Меркурий и Венера - нижние планеты, остальные -
верхние;
- законы Кеплера и закон всемирного тяготения -
основа небесной механики; по этим же
- законам происходит движение искусственных
небесных тел;
- астрономическая единица - основная единица
расстояний в Солнечной системе (1 а. е. = 149,6 млн.
км);
- по каким именно характеристикам планеты
делятся на две основные группы, что представляют
собой их атмосферы, что известно об их
поверхностях и внутреннем строении, какие
сведения о планетах и их спутниках были получены
с помощью космической техники;
- Луна - спутник Земли и ближайшее к Земле
небесное тело;
- астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты
образуют комплекс малых тел Солнечной системы;
какова природа этих небесных тел;
- Солнце - единственная звезда в Солнечной
системе, источник энергии на Земле, это довольно
обычная звезда Вселенной, которая не является
уникальной по своим физическим характеристикам;
- Солнце расположено вблизи галактической
плоскости на расстоянии 10 кпк от центра
Галактики, оборот вокруг которого оно совершает
примерно за лет (при
скорости 250 км/с);
- звезды находятся от нас на различных
расстояниях и движутся в пространстве, среди них
есть сверхгиганты, гиганты и карлики, которых
очень много во Вселенной;
- многие звезды образуют двойные (и кратные)
системы;
- основываясь на знании физических характеристик
Солнца и звезд и законах физики, установленных на
Земле, можно построить модели внутреннего
строения Солнца и звезд;
- звезды - раскаленные плазменные шары,
равновесие обычных звезд обеспечивается
равенством сил тяготения и сил внутреннего
давления плазмы;
- в отличие от практически стационарных звезд,
сходных с Солнцем, существуют пульсирующие
звезды (например, цефеиды) и взрывающиеся
(сверхновые);
- в состав Галактики входят звёзды, звёздные
скопления, туманности, в пространстве между
звёздами есть очень разреженная диффузная
материя (преимущественно водород), магнитные и
гравитационные поля, межзвездное пространство
пронизывают потоки космических лучей и
электромагнитное излучение;
- в охваченной астрономическими наблюдениями
части Вселенной существуют миллиарды галактик;
- мир галактик чрезвычайно разнообразен: он
далеко не исчерпывается спиральными,
эллиптическими и неправильными галактиками;
- самые далёкие объекты Вселенной - квазары,
находятся от нас на расстоянии в несколько
миллиардов световых лет;
- Вселенная расширяется, чем дальше от нас
внегалактические объекты (галактики, квазары),
тем с большей скоростью они удаляются (закон
Хаббла);
- в ХХ в. впервые в истории человеческой
цивилизации был достигнут такой уровень
развития науки и техники, что появилась
возможность с позиции науки подойти к
исследованию проблемы жизни и разума во
Вселенной, но пока никаких признаков внеземной
жизни не обнаружено.
уметь:
- пользоваться ПКЗН и по ней узнавать, какие
созвездия видны в данный момент времени;
определять и звёзд и Солнца, а также по
заданным координатам этих светил находить их
место на карте;
- определять по ШАК и ПКЗН какие планеты, и в каких
созвездиях видны на небе в данное время;
- отыскивать на небе созвездия и наиболее яркие
звёзды в них;
- объяснять: а) смену времен года на Земле и других
планетах; б) смену фаз Луны; в) почему с Земли
видна одна сторона Луны; г) как происходят
солнечные и лунные затмения;
- находить планеты на небе, отличая их от звёзд;
- работать с таблицами, содержащими важнейшие
сведения о Земле, Луне и планетах;
- на основе анализа многообразия условий на
планетах делать вывод о возможности
существования жизни в пределах Солнечной
системы;
- опровергать на основе научных данных суеверия,
связанные с Луной, затмениями, появлением комет и
метеоров;
- используя материал темы, приводить примеры
взаимосвязи явлений природы и познаваемости
окружающего нас мира;
обосновывать свою точку зрения о возможности
существования внеземных цивилизаций и их
контактов с нами.
Основной метод преподавания - лекции,
семинары, видеоуроки в компьютерном классе и
немного практических занятий. Организуются
экскурсии в Пулковскую обсерваторию, в
Астрономический институт С.-Петербургского
университета и в Планетарий.
Программа элективного курса рассчитана на 35
часов: 10 часов лекционного материала, 3 часа
практических занятий, 9 часов семинара, 9 часов на
просмотр документального видеоматериала и 4 часа
отведено на экскурсии.
Содержание курса состоит из основных трёх
разделов: Звёздное небо, Солнечная система,
Эволюция Вселенной.
Результатом освоения программы курса является
проверочная работа с элементами тестирования на
итоговом занятии, а также выступление на тему "В
XXI веке астрономы ......." или показ своей
презентации в Power Point по любой теме изученного
курса.
В процессе изучения данного курса
предполагается использование различных методов
активизации познавательной деятельности
школьников, а также различных форм организации
их самостоятельной работы.
Все занятия направлены на развитие интереса
школьников к предмету, на расширение
представлений об изучаемом материале.
Данная программа может быть эффективно
использована в классах любого профиля,
способствует развитию познавательных интересов,
логическому мышлению учащихся, расширению их
кругозора, и предоставляет возможность
подготовиться к сознательному выбору профиля
обучения и дальнейшей специализации.
3. Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятий |
Всего часов |
В том числе |
Лекция-беседа |
Практикум |
Семинар |
Экскурсия |
Видеоурок |
1 |
Вводное занятие (1ч). Предмет
Астрономия. |
1 |
1 |
|
|
|
|
2 |
Раздел I. Звёздное небо (10ч). Созвездия. |
3 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
|
3 |
Небесная сфера и её координаты. |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
4 |
Видимое движение небесных тел их
законы. |
4 |
1 |
|
1 |
2 |
|
5 |
Время и календарь. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
6 |
Раздел II. Солнечная система (18ч). Строение
и эволюция солнечной системы. |
2 |
1 |
|
|
|
1 |
7 |
Планеты земной группы. |
5 |
1 |
|
2 |
|
2 |
8 |
Планеты-гиганты. |
5 |
1 |
|
2 |
|
2 |
9 |
Малые тела Солнечной планеты. |
2 |
1 |
|
|
|
1 |
10 |
Наша Звезда - Солнце. |
2 |
1 |
|
|
|
1 |
11 |
Звёзды. |
2 |
1 |
|
|
|
1 |
12 |
Раздел III. Вселенная (4ч). Млечный путь и
другие Галактики. |
2 |
0,5 |
|
|
1 |
0,5 |
13 |
Эволюция Вселенной. |
2 |
0,5 |
|
1 |
|
0,5 |
14 |
Итоговое занятие (2ч). |
2 |
|
|
2 |
|
|
4. Содержание программы
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
Введение (1 ч).
1. Предмет Астрономии (1 ч).
Цели и задачи элективного курса. Вопросы,
рассматриваемые в курсе и его структура.
Знакомство с литературой. Требования,
предъявляемые к участникам курса.
Что изучает Астрономия. История астрономии.
Этапы развития астрономии.
Роль наблюдений в астрономии. Астрономические
обсерватории. Современные телескопы.
Разделы современной астрономии: астрометрия,
теоретическая астрономия, небесная механика,
астрофизика, космогония, космология,
внегалактическая астрономия.
Значение астрономии. Связь астрономии с
другими науками: физика, география, геофизика,
геометрия, биология, химия, медицина,
космонавтика, философия.
Астрономические учреждения Санкт-Петербурга.
Формы проведения: лекция.
Методы обучения: объяснение, показ
видеофрагментов.
Формы контроля: тест (нулевой замер).
Учебное оборудование:
- демонстрационная карта звездного неба;
- презентация фотографий и иллюстраций
астрономических объектов из мультимедийного
диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия":
"Расстояние до звёзд".
РАЗДЕЛ 1. ЗВЁЗДНОЕ НЕБО (10 ч)
1. Созвездия (3 ч).
Звездное небо над нами. Звёздные карты - азбука
астрономии. Весеннее, летнее, осеннее и зимнее
небо в средних широтах. Что такое созвездие?
Границы на небе: деление неба на созвездия.
88 созвездий. Деление их на три группы:
а) созвездия, которые носят имена
древнегреческих мифов;
б) созвездия, носящие названия животных;
в) созвездия, носящие названия неодушевлённых
предметов.
Знакомство с некоторыми из них: Гидра - самое
большое по размеру созвездие; Южный Крест -
самое маленькое по размеру созвездие; Большая
Медведица - самое большое созвездие по размеру
из видимых в северном полушарии, служит хорошим
помощником для запоминания ярчайших звезд
Северного полушария; Орион - созвездие содержит
самое большое число звезд ярче второй звездной
величины; Андромеда, Возничий, Волопас, Волосы
Вероники, Геркулес, Гончие Псы, Дельфин, Дракон,
Жираф, Кассиопея, Лебедь, Лира, Малая Медведица,
Персей, Северная Корона, Треугольник, Цефей -
созвездия северного полушария.
Знакомство с созвездиями осуществляется по
схеме: латинское название; координаты для поиска;
занимаемая площадь (в квадратных градусах);
ярчайшие звёзды и их собственные названия;
интересные в нём объекты; происхождения
названия.
Пояс из 12 зодиакальных созвездий: Овен, Телец,
Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец,
Козерог, Водолей, Рыбы. Знаки зодиака. Астрология.
Формы проведения: беседа, практикум,
семинар, экскурсия в Планетарий.
Методы обучения: показ видеофрагментов,
практическая и исследовательская работа со
звёздными картами.
Формы контроля: сообщение на тему "Моё
зодиакальное созвездие".
Учебное оборудование:
- демонстрационная и ученическая подвижная карта
звездного неба (ПКЗН);
- глобус и атлас звездного неба;
- школьный астрономический календарь (ШАК);
- демонстрация иллюстраций с компьютерного диска
"Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
2. Небесная сфера и её координаты (2 ч).
Небесная сфера. Вращение Земли. Полярная
звезда. Ось мира. Полюса мира. Платонический год.
Важные круги небесной сферы: математический
горизонт, небесный экватор, эклиптика, небесный
меридиан.
Горизонтальная система координат. Отвесная
линия, зенит, надир. Истинный горизонт.
Горизонтальные координаты: высота и азимут.
Угловое расстояние: радиан, градус, час.
Кульминация светил. Высота светила в
кульминации.
Экваториальная система небесных координат.
Экваториальные координаты: склонение и
восхождение. Точки летнего и зимнего
солнцестояния. Точки весеннего и осеннего
равноденствия.
Годичное движение Солнца и вид звёздного неба.
Географические координаты: широта и долгота.
Точки севера, юга, востока и запада.
Суточное движение звёзд на разных широтах.
Формы проведения: лекция, практикум.
Методы обучения: объяснение, показ
видеофрагментов, практическая работа с
рисунками и схемами небесной сферы, выполнение
тренировочных упражнений.
Формы контроля: взаимопроверка
выполненных практических заданий.
Учебное оборудование:
- демонстрационная и ученическая подвижная карта
звездного неба (ПКЗН);
- схемы небесной сферы;
- географический глобус;
- глобус звездного неба;
- школьный астрономический календарь (ШАК);
- презентация фотографий и иллюстраций
астрономических объектов из мультимедийного
диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия":
"Способы определения географической широты";
- демонстрация иллюстраций с компьютерного диска
"Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
3. Видимое движение небесных тел их законы (4
ч).
Видимое движение Солнца по небесной сфере.
Смена времен года. Дни весеннего и осеннего
равноденствия. Дни летнего и зимнего
солнцестояния.
Солнечные затмения: полные, кольцеобразные,
частные. Фаза затмения. Причины солнечных
затмений. Лунный путь.
Видимое движение Луны.Фазы Луны: новолуние,
первая четверть, полнолуние, последняя четверть.
Сидерический и синодический месяц.
Лунные затмения. Фаза затмения. Полутеневые
затмения. Узлы лунной орбиты. Предсказание
затмений. Драконический месяц и год. Период
повторяемости затмений - сарос.
Оптические явления на небе: мираж, радуга, гало,
паргелии, венец, полярное сияние.
Видимое движение планет. Петлеобразное
движение планет. Перигелий, афелий, большая
полуось. Три закона Кеплера - законы движения
небесных тел. Обобщение Ньютоном законов
Кеплера.
Формы проведения: лекция, семинар,
экскурсия в Пулковскую Обсерваторию.
Методы обучения: объяснение, показ
видеофрагментов.
Формы контроля: краткое сообщение "Это
интересно" по содержанию темы № 4.
Учебное оборудование:
- презентация фотографий и иллюстраций
астрономических объектов из мультимедийного
- диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия":
"Видимое движение планет",
- "Изменение вида неба в течение суток и года",
"Законы Кеплера - законы движения небесных
тел";
- презентация фотографий и иллюстраций
астрономических объектов из диска
"Мультимедиа-библиотека по астрономии":
"Редкие явления на небе";
- демонстрация иллюстраций с компьютерного диска
"Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
4. Время и календарь (1 ч).
Время. Измерение времени: день, месяц, год, час,
минута, секунда. Звёздные и солнечные сутки.
Местное, поясное, часовое, гринвичское, декретное
и летнее время. Международная линия смены дат.
Часовые пояса.
Календарь. Тропический год. Типы календарей:
солнечный, лунный, лунно-солнечный. Високосный
год. Юлианский и Григорианский календари.
Формы проведения: лекция, практикум.
Методы обучения: объяснение, показ
видеофрагментов, решение задач.
Формы контроля: взаимопроверка
выполненных практических заданий.
Учебное оборудование:
- презентация фотографий и иллюстраций
астрономических объектов из мультимедийного
диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия":
"Основы измерения времени";
- демонстрация иллюстраций с компьютерного диска
"Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
РАЗДЕЛ II. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА (18 ч)
1. Строение и эволюция солнечной системы (2
ч).
Большая солнечная семья, состоящая из Солнца,
планет и их спутников, комет, астероидов,
большого количества пыли, газа и мелких частиц.
Развитие представлений об образовании
Солнечной системы: геоцентрическая система
Птолемея, гелиоцентрическая система Коперника.
Научные открытия других учёных.
Вращение Солнечной системы. Современная
космогония.
Планеты и их спутники. Планеты нижние: Меркурий
и Венера и планеты верхние. Планеты земной
группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты
гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
Формы проведения: лекция, видеоурок.
Методы обучения: объяснение, показ
видеофрагментов и видеофильма.
Формы контроля: контрольный опрос "Что
нового я узнал сегодня".
Учебное оборудование:
- презентация фотографий и иллюстраций
астрономических объектов из мультимедийного
- диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия":
"Определение расстояний до тел Солнечной
системы";
- презентация фотографий и иллюстраций
астрономических объектов из диска
"Мультимедиа-библиотека по астрономии":
"Основные сведения о Солнечной системе";
- показ видеофильмов на DVD диске "Другие миры" -
коллекционное издание BBC, документальный сериал;
- демонстрация иллюстраций с компьютерного диска
"Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
2. Планеты земной группы (5 ч)
Общая характеристика планет земной группы:
имеют небольшие размеры и массы, наличие
литосферы, средняя плотность планет в несколько
раз превосходит плотность воды, они медленно
вращаются вокруг своих осей.
Меркурий - Вторая Луна. Самая ближайшая планета
к Солнцу. Изучение Меркурия. Физические
характеристики. Поверхность планеты. Калорис -
самый крупный бассейн. Эскарп - необычная деталь
рельефа. Внутреннее строение. Атмосфера.
Венера - Утренняя звезда. Самая прекрасная и
близкая к Земле планета. Изучение Венеры.
Физические характеристики. Поверхность планеты.
Два венерианских континента - Земля Иштар и
Земля Афродиты. Внутреннее строение. Атмосфера.
Земля - Колыбель человечества. Физические
характеристики. Недра Земли. Строение атмосферы.
Поверхность планеты. Эволюция Земли и гипотеза
дрейфа континентов. Луна - единственный спутник.
Изучение Луны. Физические характеристики Луны.
Поверхность Луны. Лунные моря и кратеры.
Внутреннее строение Луны. Атмосфера Луны. Нейл
Армстронг - первый человек на Луне.
Марс - Красная планета. Самая загадочная
планета, порождающая фантазии человека. Изучение
Марса. Физические характеристики. Поверхность
планеты. Внутреннее строение. Атмосфера.
Марсианские загадки: Олимп - крупнейшая гора
Солнечной системы; Долина Маринера -
грандиозная система каньонов; Меандровые долины;
Пылевые бури; Загадочный сфинкс. Спутники -
Фобос и Деймос.
Заполнение таблиц физических и динамических
характеристик планет земной группы, наличие
спутников. Выводы о различии и сходстве планет
земной группы между собой.
Формы проведения: лекция-беседа, семинар,
видеоурок.
Методы обучения: объяснение, показ
видеофрагментов и видеофильмов.
Формы контроля: краткое сообщение
"Планета земной группы", используя
энциклопедии по астрономии или сайты Интернета.
Учебное оборудование:
- презентация фотографий и иллюстраций
астрономических объектов из мультимедийного
- диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия":
"Планеты земной группы", "Система Земля -
Луна";
- показ видеофильмов на DVD диске "Другие миры",
"Твёрдая земля", "Луна" - коллекционное
издание BBC, документальный сериал;
- демонстрация иллюстраций с компьютерного диска
"Открытая Астрономия" по содержанию занятий;
- снимки с наземного телескопа и с космических
аппаратов "МАРИНЕР 9-10", "ЛУНА", "ВЕНЕРА 13-16",
"ВИКИНГ-2" и "ВОЯДЖЕР", снимки с радара
"МАГЕЛЛАН".
3. Планеты - гиганты. Плутон (5 ч)
Общая характеристика планет-гигантов группы:
далеко находятся от Солнца, на них всегда
господствуют низкие температуры, нет времён
года, имеют большие размеры и массы, очень быстро
вращаются вокруг своих осей, у них большое
количество спутников.
Юпитер - Владыка неба. Самая большая планета.
Изучение Юпитера. Физические характеристики.
Внутреннее строение. Атмосфера. Большое Красное
пятно. 28 спутников. Вулканы Ио. Океан на Европе.
Ганимед - самый большой спутник Солнечной
системы. Ледяная Каллисто - третий по величине
спутник. Тройное кольцо Юпитера.
Сатурн - Планета бурь. Самая красивая планета.
Изучение Сатурна. Физические характеристики.
Внутреннее строение. Атмосфера. 30 спутников.
Титан - самый крупный спутник. Кольца.
Уран - Голубой шар. Самая голубая планета.
Изучение Урана. Физические характеристики.
Внутреннее строение. Атмосфера. 31 спутник.
Кольца.
Нептун - Планета ураганов. Открытие Нептуна на
кончике пера. Изучение Нептуна. Физические
характеристики. Внутреннее строение. Атмосфера.
Большое тёмное пятно. 8 спутников. Тритон - самый
большой по массе спутник. Кольца - арки.
Плутон - Двойная планета. Самая холодная
планета. Изучение Нептуна. Физические
характеристики. Атмосфера. Харон - единственный
спутник.
Заполнение таблиц физических и динамических
характеристик планет-гигантов. Перечисление их
спутников и наличие колец. Выводы о различии и
сходстве планет-гигантов между собой.
Формы проведения: лекция-беседа, семинар,
видеоурок.
Методы обучения: объяснение, показ
видеофрагментов и видеофильмов.
Формы контроля: краткое сообщение
"Планеты-гиганты", используя энциклопедии по
астрономии или сайты Интернета.
Учебное оборудование:
- презентация фотографий и иллюстраций
астрономических объектов из мультимедийного
диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия":
"Планеты-гиганты";
- показ видеофильмов на DVD диске "Гиганты" -
коллекционное издание BBC, документальный сериал;
- демонстрация иллюстраций с компьютерного диска
"Открытая Астрономия" по содержанию занятий;
- снимки с телескопа им. Хаббла и с АМС "ВОЯДЖЕР"
и с АМС "КАССИНИ".
4. Малые тела Солнечной планеты (2 ч)
Астероиды (звёздоподобные) - малые планеты
между орбитами Марса и Юпитера, их размеры, масса,
отсутствие атмосферы. Пояс астероидов. Церера,
Веста, Юнона, Паллада, Фаэтон, Икар, Хирон, Ида,
Дионис. Орбиты астероидов. Группы астероидов:
Греки, Троянцы. Ближайшие к Земле семейства
астероидов: Амур, Аполлон, Атон.
Пояс Койпера и облако Оорта.
Небесные странницы - кометы (хвостатые звёзды).
Их природа, вид, строение, орбита. Комета Галлея.
Комета Хейла-Боппа. Комета Шумейкеров-Леви-9.
Метеоры (падающие звёзды) - явление вспышки
метеорного тела, вторгшегося в земную
поверхность; высота возгорания.
Метеорные потоки. Их характеристики и названия.
Радиант.
Болиды. Их характеристики.
Метеориты, их виды и химический состав.
Тунгусский метеорит.
Межпланетная пыль. Зодиакалный свет. Что нужно
делать, если нашёл метеорит.
Формы проведения: лекция-беседа,
видеоурок.
Методы обучения: объяснение (в т.ч. что
нужно делать, если нашёл метеорит или увидел
болид), показ видеофрагментов.
Формы контроля: тест "Найди меня" (на
столе разложены иллюстрации по теме № 3 и
отдельно написаны их названия, нужно правильно
их соединить).
Учебное оборудование:
- презентация фотографий и иллюстраций
астрономических объектов из мультимедийного
диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия":
"Астероид и метеорит", "Кометы";
- демонстрация иллюстраций с компьютерного диска
"Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
5. Наша Звезда - Солнце (2 ч).
Общие сведения. Физическая характеристика.
Солнечный спектр. Солнце - мощный источник
радиоизлучения. Положение Солнца в Галактике.
Внутреннее строение. Термоядерные реакции на
Солнце. Химический состав.
Атмосфера. Фотосфера. Хромосфера. Солнечная
корона.
Солнечная активность. Вспышки и протуберанцы.
Солнечные пятна. Солнечный ветер.
Формы проведения: лекция, видеоурок.
Методы обучения: объяснение, показ
видеофрагментов и видеофильмов.
Формы контроля: Заполнить предложенную
таблицу о Солнце, используя учебники и
дополнительную литературу.
Учебное оборудование:
- презентация фотографий и иллюстраций
астрономических объектов из мультимедийного
диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия":
"Общие сведения о Солнце", "Строение атмосферы
Солнца", "Источники энергии и внутреннее
строение Солнца";
- показ видеофильмов на DVD диске "Звезда" -
коллекционное издание BBC, документальный сериал;
- демонстрация иллюстраций с компьютерного диска
"Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
6. Звезды (2 ч).
Жизненный путь рядовой звезды. Звездные
величины. Блеск, светимость звезды. Яркие звёзды.
Расстояние до звезд и способы его определения.
Пространственные скорости звёзд: тангенциальная
и лучевая.
Характеристики звезд. Спектры, температура,
цвет звёзд. Диаграмма Герцшпрунга - Рассела.
Размеры звезд. Сверхгиганты, красные гиганты,
белые карлики. Масса звезд. Плотность звезд.
Классификация звезд. Эволюция звезды на
диаграмме спектр-светимость. Диаграмма
масса-светимость.
Виды звёзд. Двойные звезды. Переменные звезды.
Цефеиды. Новые звёзды. Сверхновые звёзды.
Нейтронные звезды. Пульсары. Черные дыры.
Формы проведения: лекция, видеоурок.
Методы обучения: объяснение, показ
видеофрагментов.
Учебное оборудование:
- презентация фотографий и иллюстраций
астрономических объектов из мультимедийного
диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия":
"Расстояние до звёзд", "Физическая природа
звёзд", "Двойные звёзды", "Новые и
сверхновыезвёзды";
- демонстрация иллюстраций с компьютерного диска
"Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
РАЗДЕЛ III. ВСЕЛЕННАЯ (4 ч)
1. Млечный Путь и другие Галактики (2 ч).
Млечный Путь - наш галактический дом. Состав
Галактики: одиночные звёзды, двойные и кратные
звёзды, звездные скопления, межзвёздный газ и
межзвёздная пыль, туманности, космические лучи.
Самые известные звездные скопления: шаровое
скопление в созвездии Геркулеса и рассеянное
звездное скопление Плеяды в созвездии Тельца.
Межзвездное вещество. По температуре и
плотности межзвездные облака делят на четыре
разных типа: диффузное, молекулярное, тёмное,
глобула.
Межзвёздная пыль. Источники пыли в Галактике:
красные гиганты, взрывы новых, взрывы сверхновых,
протозвезды, планетарные туманности звезды.
Диффузная туманность в созвездии Ориона и
крабовидная в созвездии Тельца.
Строение Галактики. Ядро, спиральные рукава.
Материя нашей Галактики. Вещество: плазма, из
которой состоят звёзды, межзвёздный газ,
космические лучи и твёрдая фаза, из которой
состоит большинство планет и межзвёздная пыль.
Поля: электромагнитные и гравитационные.
Вращение Галактики и движение звёзд в ней.
Центр Галактики в созвездии Стрельца.
Гравитационные линзы. Кресты и кольца Эйнштейна.
Другие галактики. Звездные Острова.
Многообразие Галактик. Классификация Галактик
по Хабблу. Спиральная галактика - Туманность
Андромеды. Эллиптическая галактика в созвездии
Девы. Неправильная галактика - Большое и Малое
Магеллановы Облака в созвездиях Золотой Рыбы и
Тукана. Пересеченная спиральная галактика.
Морфологические типы галактик. Линзовидная
галактика. Галактический каннибализм.
Взаимодействующая Галактика Колесо. Квинтет
Стефана - пять близко расположенных
взаимодействующих галактик.
Активные Галактики. Квазары.
Формы проведения: лекция, видеоурок,
экскурсия в Институт Астрономии.
Методы обучения: показ видеофрагментов,
Учебное оборудование:
- демонстрация иллюстраций с компьютерного диска
"Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
2. Эволюция Вселенной (2 ч).
Эволюция Вселенной. Метагалактика. Состав:
Галактики всех типов и Квазары. Свойства:
эволюционирующее и нестационарное.
Масштабы Вселенной. Единицы измерения
расстояния: парсек, световой год.
Расширяющаяся Вселенная. Большой взрыв.
Скопления галактик. Скопление в созвездии Девы.
Сверхскопление галактик в созвездии Геркулеса.
Закон Хаббла.
Современная космология. Жизнь и разум во
Вселенной. Проблемы поиска внеземных
цивилизаций. Межзвездные полеты.
Учения и открытия астрономов.
Формы проведения: лекция, видеоурок,
семинар.
Методы обучения: показ видеофрагментов и
видеофильма.
Формы контроля: сообщение об ученом
астрономе.
Учебное оборудование:
- показ видеофильмов на DVD диске "Жизнь" -
коллекционное издание BBC, документальный сериал;
- демонстрация иллюстраций с компьютерного диска
"Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
Итоговое занятие (2 ч)
Проверочная работа в форме тестирования
(итоговый замер), который был на 1 занятии.
Подведение итогов изучения элективного курса.
Выступление на тему "В XXI веке астрономы ......."
или показ своей презентации в Power Point по любой
теме изученного курса.
Формы проведения: круглый стол. |