Данный курс опирается на совокупность знаний,
полученных учащимися по физике, математике,
географии и другим предметам.
Основные задачи:
- дать учащимся систему знании по основам
астрономии и показать ее значение для практики;
- способствовать формированию у школьников
научного мировоззрения, раскрывая современную
естественнонаучную картину мира, процесс
развития знаний о Вселенной;
- получить представление о действии во Вселенной
физических законов, открытых в земных условиях и
единстве мега мира и микромира;
- осознание свое место в солнечной системе и
Галактике.
Основное содержание.
1. Введение.
- Вселенная. История Вселенной. Световые годы.
Галактики. Звезды в космосе.
- Теория Большого взрыва.
- Исследования космоса.
2. Солнечная система.
- Планеты земной группы
- Планеты-гиганты, астероиды ,метеориты, кометы и
метеоры.
3. Солнце и звезды.
- Общее строение и атмосфера солнца, солнечная
активность и ее влияние на Землю, звездные
группировки, млечный путь, рождение звезд, жизнь
звезды, переменные звезды, звездные фигуры,
описание звезд.
4. Созвездия. Небесные координаты и звездные
карты.
5. Практическое занятие.
- Основные созвездия и наиболее яркие звезды
осеннего, зимнего и весеннего неба.
6. За пределами нашей Галактики. Галактики во
Вселенной.
- Ближайшие галактики. Типы, состав и структура
галактик.
- Системы галактик. Радиогалактики. Квазары.
Методические рекомендации.
1. Вселенная История Вселенной - 1 ч.
Световые годы. Галактики. Размеры Вселенной.
Звезды к космосе. Ближайшие звезды. Теория
Большого взрыва: после большого взрыва, плотная
Вселенная, формирование галактик, наша солнечная
система. Каково будущее Вселенной?
Основные знания и умения учащихся.
Учащиеся должны знать понятия: Вселенной,
галактики, млечного Пути, звездного скопления,
характер движении звезд в диске и сферической
составляющей галактики; общие представления о
размере и структуре галактики, гипотезы о
существовании жизни во Вселенной.
Учащиеся должны уметь:
Оценивать массу галактики по скорости
кругового движения звезд; различать на
фотографиях различные типы звездных скоплений.
Объяснить теории "Большого Взрыва", "Медленной
смерти", "Большого схлопывания",
"Пульсирующей Вселенной".
2. Солнечная система - 2 ч.
Видимое движение планет солнечной системы.
Планеты земной группы. Планеты - гиганты.
Астероиды. Метеориты.
Основные знания и умения учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Понятие астрономической единицы,
гелиоцентрическую картину строения солнечной
системы, конфигурации внутренних и внешних
планет, различные свойства тел солнечной
системы.
- Учащиеся должны уметь: решать задачи на
определение: синодического и сидерического
периодов планет; конфигурации планет, находить
тела солнечной системы на небе во время
наблюдений.
3. Солнце и звезды - 2 ч.
Общее строение и атмосфера солнца. Солнечная
активность и ее влияние на Землю. Звездные
группировки. Млечный путь. Рождение звезд. Жизнь
звезды. Переменные звезды. Звездные фигуры.
Описание звезд.
Основные знания и умения учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Основные физические характеристики солнца
(масса, размеры, температура) схему строения
Солнца и физические процессы; происходящие в его
недрах и атмосфере, основные проявления
солнечной активности их причины, периодичность и
влияние на Землю; основные характеристики звезд
в сравнении с Солнцем.
Учащиеся должны уметь: применять основные
положения ведущих физических теории при
объяснении природы Солнца и звезд.
4. Созвездие. Небесные координаты и
звездные карты - 1 ч.
Основные знания и умения учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Основные точки, линии и круги на небесной сфере
(горизонт, полуденная линия, небесный меридиан,
небесный экватор, эклектика, зенит, полюс мира,
ось мира, точки равно действии и солнцестояний)
принципы определения горизонтальных и
экваториальных координат светил
Учащиеся должны уметь:
- Находить на небе ярчайшие звезды, работать со
звездной картой, определять координаты звезд,
положение солнца в любой день года. Видимую
область небесной сферы, для данной широты.
5. Практическое занятие - 1 ч.
Работа подвижной картой звездного неба. Работа
с телескопом.
Основные созвездия и наиболее яркие звезды
осеннего, зимнего и весеннего неба.
Основные знания и умения учащихся.
Учащиеся должны знать:
- Физические характеристики основных
космических объектов.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться справочными данными, использовать
подвижную карту, звездного неба, определять
увеличение школьного телескопа, наводить его на
заданный объект.
6. За пределами нашей Галактики - 1 ч.
Галактики во Вселенной. Ближайшие галактики.
Типы состав и структура.
Основные знания и умения учащихся:
Учащиеся должны знать:
- Понятия: галактик, эллиптических, спиральных и
неправильных галактик, скоплений галактик,
взаимодействующих галактик.
Учащиеся должны уметь:
- Определять расстояние до галактик.
Литература.
- Левитан Е.П. Астрономия-11 М., Просвещение, 2006.
- Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский Физика-11
М., Просвещение 2008.
- Г.И. Малахова, Е.К. Страут Дидактический материал
по астрономии М., Просвещение, 1989.
|