Серьёзная озабоченность вопросами безопасности детей на дорогах и
здоровьем подрастающих граждан страны, анализ детского
дорожно–транспортного травматизма и причины его возникновения обусловили
создание в 1993 году на базе Дома детского творчества «Школы пешехода».
Остановить гибель детей – спасти будущее страны, научить быть
внимательными пешеходами – вот главная задача, которую мы ставим перед
собой. Так как именно дополнительное образование имеет значительный
педагогический потенциал и выступает как мощное средство обучения,
развития и воспитания детей.
Работа над проблемами дорожного движения, в том числе и обучение
безопасному поведению на дорогах и улицах города, дело очень серьезное и
трудное. Поэтому мы с дошкольного возраста обучаем детей основным
правилам дорожного движения, знание которых может снизить вероятность
дорожно-транспортных происшествий. Мы считаем, что, несмотря на всю
важность самих Правил, надо учить не столько правилам, сколько анализу
закономерностей возникновения опасности. Нужно выработать у ребенка
иммунитет. Это как прививка от оспы, только на уровне психики.
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили широкое
применение на наших занятиях по изучению правил дорожного движения.
Использование игр в обучении ПДД решает множество задач одновременно:
игры способствуют становлению творческой личности учащихся, формируют
умение видеть проблемы, принимать решения, развивают познавательный
интерес к предмету, оказывают сильное эмоциональное воздействие на
учащихся, формируют черты характера.
Результатом нашей многолетней, планомерной работы является
образовательная программа «Пешеход и дорога». Программа строится с
учетом познавательных возможностей учащихся, а именно на основе
«спирального» развертывания системы знаний о безопасности человека, что
позволяет на каждом этапе обучения формировать относительно целостную
картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний,
умений и навыков в этой области.
Главная идея программы - обеспечение безопасности дорожного движения и
формирование культуры поведения детей и подростков на улицах, дорогах и в
общественных местах.
Программа образовательная, многоуровневая, рассчитанная на 7 лет обучения, в 2007 году прошла успешное лицензирование.
Для управления учебным процессом используются
психолого-педагогические методы и приемы, которые помогают учащимся
превратить свои знания ПДД в убеждения и на этой основе сформировать
устойчивые навыки и стереотипы безопасного поведения в дорожном
движении.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях различны:
коллективная, групповая, индивидуальная, парная. Занятия проводятся в
форме игр–соревнований, КВНов, викторин, путешествий, тестирования,
решения билетов и т.д. Опыт работы с учащимися показал, что применение
игр повышает качество знаний, вызывает рост интереса к предмету,
приводит к появлению новых межличностных отношений типа «ученик-ученик» и
«ученик-педагог», снимает напряжение и делает атмосферу занятия
психологически более легкой и приятной. Игры дают возможность ученику
стать соавтором педагога на занятии.
Так на занятии по теме: «Город мой от А до Я» присутствует
перчаточная игрушка медвежонок Миша. Дети рассказывают в игровой форме,
стихах, песнях медвежонку Мише, пришедшему из леса о своем городе, о
правилах поведения на улицах, дорогах, о светофоре. В процессе обучения
мы используем жизненные ситуации, опираясь на личный опыт ребенка.
Например, при знакомстве с планом-схемой г.Кайеркана учащиеся
выстраивают безопасный маршрут «дом-школа-дом» с последующей зарисовкой в
тетрадь. По теме «Дорожные знаки» учащиеся вспоминают дорожные знаки,
установленные в городе, в районах школы искусств, бассейна, дома спорта
и т.д.
Каждый год обучения по образовательной программе «Пешеход и дорога»
для реализации цели и задач предусматривает свой объём знаний:
- 1 год обучения предусматривает знакомство с основными
элементами улиц нашего города, района; с наиболее опасными местами; с
обязанностями пешеходов и дорожной азбукой; с режимом дня школьника.
- 2 год обучения предусматривает изучение элементов дороги и
дорожной разметки; правил поведения и обязанностей пассажиров;
знакомство с дорожными знаками и светофорами для пешеходов. На занятиях
учащиеся знакомятся с комплексом упражнений для формирования
правильной осанки; снятия напряжения с глаз.
- 3 год обучения предусматривает знакомство с причинами
дорожно–транспортных происшествий, с видами транспортных средств и
участниками дорожного движения. Учащиеся знакомится с пятью группами
дорожных знаков, с функциями регулировщика, с назначением жезла и
свистка. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при ушибах,
ссадинах, порезах.
- 4 год обучения предусматривает изучение перекрёстков и их
типов, знакомство с понятием «остановочный путь» транспортных средств,
изучение предписывающей группы дорожных знаков, сигналы регулировщика и
правила перехода дороги по этим сигналам. Учатся оказывать первую
медицинскую помощь при обморожениях.
- 5 год обучения предусматривает изучение основных правил
перехода регулируемых и нерегулируемых перекрёстков, изучение знаков
дополнительной информации, изучение светофоров с одной и двумя
дополнительными секциями и действия транспортных средств и пешеходов по
этим сигналам, движение транспортных средств по сигналам регулировщика.
Учащиеся знакомятся с документом «Правила дорожного движения Российской
Федерации». Учатся оценивать ситуацию при ДТП и приёмы оказания первой
медицинской помощи. Знакомятся с назначением автомобильной аптечки.
- 6 год обучения предусматривает изучение правил для водителей
велосипедов, изучение знаков приоритета, элементов вертикальной
разметки, знакомство с назначением транспортных средств оперативных и
специальных служб, с понятием вредные привычки человека.
- 7 год обучения предусматривает изучение движения
транспортных средств на проезжей части, в жилых зонах и во дворах,
назначение медицинской аптечки, знакомство с ответственностью пешеходов и
водителей за нарушение ПДД. Учащиеся самостоятельно обобщают и
систематизируют знания правил безопасности для всех участников дорожного
движения. Оказание первой медицинской до врачебной помощи.
Большое значение мы придаем разнообразию творческой деятельности на
занятиях – это разнообразный раздаточный, дидактический материал,
накопленный и разработанный педагогами: шаблоны, готовые образцы,
таблицы, карточки с заданиями и т.д. Весь материал систематизирован,
разложен по темам и видам деятельности. За годы кропотливой работы нами
накоплен большой багаж программно–методического сопровождения
образовательной программы.
Разработана своя система оценки деятельности учащихся на занятии. Она
заключается в том, что учащиеся получают разноцветные жетоны за
правильно выполненные задания, а на последем занятии подводятся итоги,
определяется лучший «Путешественник» по дорогам. На шестом, седьмом
годах обучения используется карта успеха, в которой на протяжении всех
занятий заносятся успехи каждого учащегося: зеленый цвет - отлично,
желтый – хорошо, красный – удовлетворительно.
С целью профилактики дорожно-транспортных происшествий в программу
заложен раздел «Наши традиции», который направлен на работу с детьми
дошкольного возраста, учащимися школ города, родителями. Данный раздел
предусматривает проведение Всероссийской операции «Внимание, дети»,
олимпиад, соревнований, интеллектуальных игр и т.д.
Игры, викторины, конкурсы, различные задания носят интересный,
захватывающий характер. Например, физкультурный досуг «Красный, желтый,
зеленый», который проходит в спортивно-игровой форме. «Дорожные
приключения Бабы Яги», конкурсно-познавательная программа, в которой
Баба Яга осталась без своего любимого средства передвижения, и тогда, по
решению лесного Совета нечистая сила отправляет Бабу Ягу в автосалон
«машину купить и уму–разуму научиться» в «Школе пешехода», где дети в
игровой форме учат ее правилам дорожного движения. Учащиеся «Школы
пешехода» являются постоянными участниками городских конкурсов,
соревнований по ПДД – «Безопасное колесо», «Счастливый случай»;
семейных программ «Папа, мама, я – дорога и семья», олимпиад «Башня
знаний», смотров агитбригад.
Ежегодно осенью нами проводится Всероссийская операция «Внимание,
дети» совместно с воспитателями детских садов и учителями начальных
классов школ города проводим серию мероприятий по ПДД:
- уроки безопасности в форме бесед о дорожно-транспортных происшествиях, поведении учащихся на улицах и дорогах города;
- конкурс рисунков, плакатов, поделок, макетов по ПДД «Дорога глазами детей»;
- классные часы по темам: «Пешеход и дорога», «Веселый перекресток».
Подобная модель организации образовательной деятельности может сыграть
существенную роль в плане повышения безопасности российских школьников.
Главным достижением и результатом нашей профессиональной
деятельности мы считаем отсутствие детского дорожно–транспортного
травматизма по району Кайеркан. Многолетний опыт работы показывает, что
серьёзный, глубокий подход к проблеме обучения детей правилам дорожного
движения даёт свои плоды: повышается культура поведения детей на
дороге, снижается уровень дорожно–транспортных происшествий с участием
детей. |