Проблема сохранения здоровья ребенка в
процессе школьного обучения имеет многовековую
историю. Когда-то ещё древние греки высекли на
камне: "Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь
быть красивым – бегай, хочешь быть умным –
бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд
педагога. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрения,
умственное развитие, прочность знаний, вера в
свои силы.
В последнее время, в век глобальных техногенных
изменений природы, урбанизации населения, в век
высоких технологий и увеличивающегося объёма
информации, на фоне резкого снижения качества
жизни, усугубления демографического кризиса
сложились устойчивые негативные тенденции в
динамике состояния здоровья детей и подростков.
Состояние здоровья детского населения страны
вызывает очень серьёзные опасения специалистов.
По данным Института возрастной физиологии РАО
около 90% детей имеют отклонения в физическом и
психическом здоровье, половина школьников
страдает теми или иными невротическими
синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже
имеют хронические заболевания. Многочисленные
физиолого-гигиенические и психофизиологические
исследования убеждают педагогов и руководителей
системы образования в том, что необходимо
принимать специальные меры по сохранению и
укреплению здоровья школьников.
Современные стрессовые, социальные,
экологические и психические нагрузки приводят к
отклонениям в нравственном и физическом
здоровье подрастающего поколения.
Главными задачами современной школы являются:
воспитание здоровой личности, ориентированной
на здоровый образ жизни; организация такого
образовательного и воспитательного процесса,
который не навредит здоровью ребенку;
использование доступных средств охраны здоровья
и развития школьника. Новое качество образования
может быть достигнуто лишь при создании
определенных условий, направленных на
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Все это требует от педагогов особых подходов в
образовании и воспитании, основанных на
принципах здоровьесбережения. Знания по
сохранению и развитию здоровья являются важной
составляющей профессиональной компетентности
современного учителя, который должен обладать
широким спектром здоровьесберегающих
образовательных технологий, чтобы иметь
возможность выбирать те из них, которые
обеспечат в данных определенных условиях успех
конкретного обучающегося.
Являясь целостным социально-психологическим
явлением, здоровье наших школьников
представляется комплексным критерием качества
современного образования. Наукой доказано, что
здоровье и обучение взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся,
тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем
выше активность и противостояние возможному
негативному воздействию извне, тем успешнее
протекает адаптация к условиям среды.
Подготовить учащихся к самостоятельной жизни –
это значит сформировать у них адекватные
механизмы физиологической, психологической,
социальной адаптации к окружающей
действительности, готовность к самостоятельному
позитивному жизнепроживанию.
В условиях общественной неустойчивости
человек должен обладать высокой адаптивностью,
чтобы сохранить свою индивидуальность. Именно
поэтому в последние годы медики, философы,
психологи, педагоги уделяют пристальное
внимание воспитанию общей культуры личности,
развитию у человека умения защищать себя и своё
здоровье от вредных воздействий окружающей
среды. Задача укрепления здоровья детей
рассматривается как важное условие их
разностороннего развития и обеспечения их
нормальной жизнедеятельности.
Культура здоровья учащихся развивается
наиболее эффективно, если образовательное
учреждение проектирует систему
деятельности, общения и познания, способствует
активизации самовоспитания обучающихся.
Объединение усилий разных специалистов для
решения комплекса проблем, связанных со
здоровьем школьников, возможно в рамках
соответствующей отрасли научных знаний –
педагогики здоровья. Применительно к
учебно-воспитательному процессу,
осуществляемому в школе, педагогика здоровья
– это система, помогающая учащимся сформировать
здоровый образ жизни, потребность следовать
этому образу жизни в дальнейшем.
Основными их этих проблем являются:
– сохранение здоровья и психики ребёнка,
формирующихся в условиях огромного потока
информации, стрессов, экологической
несовместимости природы человека и
научно-технического прогресса;
– создание благоприятных условий для
деятельности самого школьника, направленной на
саморазвитие культуры здоровья как культуры
физической (управление движениями и
функциональными возможностями организма),
психологической (управление своими ощущениями и
внутренними состояниями), интеллектуальной
(управление своим мышлением).
Именно образовательное учреждение должно быть
так благоустроено (этически и эстетически), чтобы
влиять на нравы и вкусы школьников.
Рассматривая здоровье как жизненный процесс,
можно говорить о нём применительно к любому
человеку и к любому отрезку его жизненной
биографии, а также к обществу в целом: здоровье
общества, здоровье нации, здоровье подрастающего
поколения.
ЗОЖ – это мера цивилизованности и
человечности, характеризующая как отдельного
человека, так и общество в целом. Он
складывается из ориентации на здоровье как
абсолютную жизненную ценность, на идеалы
личности, семьи нации и природы, из эффективных
мер питания, образования, физкультуры и спорта,
гигиены тела и духа.
В связи с этим возникают вопросы: кто способен
диагностировать и лечить социальные недуги? Кто
может вести профилактику в образовательных
учреждениях?
Этим должны заниматься государство и общество,
улучшая социальное качество жизни и формируя
самосохранение здорового поколения,
формирование здорового образа жизни с детских
лет.
Таким образом, здоровье ребёнка – одна из
наиболее сложных комплексных проблем
современной науки, ибо здоровье нового поколения
определяет состояние общества и государства в
целом.
Комплексная программа знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление
физического и психологического здоровья
обучающихся раскрывается в программе
формирования ценности здоровья и здорового
образа жизни школьников в соответствии с
определением Стандарта.
Наиболее эффективным путём формирования
ценности здоровья и здорового образа жизни
является направляемая и организуемая субъектами
образовательного процесса самостоятельная
работа, способствующая активной и успешной
социализации ребёнка в школе, развивающая
способность понимать своё состояние, знать
способы и варианты рациональной организации
режима дня и двигательной активности,
питания, правил личной гигиены.
Мы надеемся, что введение 3 урока физической
культуры поможет внедрению в систему работы
образовательного учреждения образовательных
программ, направленных на формирование
ценности здоровья и здорового образа жизни. |