Более детально сущность и направления реализации организационных педагогических условий представим в таблице.
Таблица 1. Модель организационно-педагогической деятельности по сохранению здоровья учащихся в классе
Организационно-педагогические условия | Направления реализации | Сущность | Создание специальной ситуации |
Сбор информации здоровьесберегающего содержания (состояние здоровья
членов классного коллектива, их готовность к здоровьесбережению). Анализ
информации, поиск и принятие решения. Ценностная ориентация участников
процесса здоровьесбережения. | На основе бесед с
родителями, детьми, координации работы с учителями данного класса
формировать мотивацию всех участников учебно-воспитательного процесса на
здоровьесбережение. | Разработка организационно-методического обеспечения |
Определение (выбор) ключевой идеи здоровьесбережения. Формулировка
целей, принципов, задач, отбор средств и пр. Выявление возможностей
каждого элемента педагогической системы для сохранения здоровья. На
основе выбранной концепции – анализ программ, положений и др.
документов, направленных на сохранение здоровья. Анализ педагогического
процесса (стилей деятельности и общения, связей между элементами
учебно-воспитательного процесса). | 1. Реализация гуманитарного подхода в образовании (обоснованная интеграция учебных предметов). 2. Реализация концепции формирования индивидуальности школьников. 3. Соблюдение внутрисредовых условий. 4. Соблюдение внешнесредовых условий. | Объединение субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственных за организацию процесса здоровьесбережения | Определение предполагаемых изменений, подбор специалистов и оформление соответствующей документации. Определение конкретных целей и задач в работе каждого участника учебно-воспитательного процесса. Установление координации, взаимообусловленности их деятельности. | Коррдинация деятельности валеолога, психолога, учителя физкультуры, родителей, других учителей, работающих с данным классом. | Просветительская работа, повышение компетенции учителя в области здоровьесбережения |
Определение неизвестных аспектов здоровьесберегающего образования
(отсутствующих в опыте педагогов, родителей). Выбор путей, способов и
форм здоровьесберегающего образования. | Лекции /
просветительская работа / праздники «день здоровой пищи», «Мама, папа, я
– спортивная семья», «День здоровья», выпуск стенгазеты «Вестник
валеолога». | Создание мониторинга (изменение здоровья ученика, деятельности и мировоззрения родителей) | Определение направлений мониторинга. Установление координации деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса по проведению мониторинга. Выявление направлений здоровьесбережения, требующих повышенного внимания в данном классе. | Отслеживание заболеваемости (количество пропущенных уроков). Анкетирование родителей (Аскорс), детей. Психологическое обследование (тревожность, самооценка). Мониторинг работоспособности, внимания, памяти, самооценки. | В
организационно-педагогической деятельности на основе системного,
синергетического, деятельностного подходов можно выделить следующие
компоненты: целевой, процедурный, координационный, рефлексивный. Таблица 2. Основные компоненты организационно-педагогической
деятельности по сохранению здоровья учащихся в учебно-воспитательном
процессе в классе
Основные компоненты | Содержание компонентов | Целевой |
§ цели сохранения здоровья членов классного коллектива (укрепление
физического здоровья, развитие индивидуальности и личности); § цели моделирования здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе; § цели преобразования структуры педагогической системы класса; § цели диагностики, коррекции здоровьесберегающего аспекта педагогической системы | Процедурный | § разработка здоровьесберегающего аспекта модели класса;
§ разработка программ и алгоритмов, обеспечивающих реализацию
здоровьесберегающей функции каждым членом педагогического коллектива
(программа работы классного воспитателя, учителя-предметника, педагога
Центра дополнительного развития и др.; алгоритмы по выявлению
возможностей учебной, внеклассной, внешкольной и других видов
деятельностей и т. д.); § выбор и реализация средств здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе (для педагогов, учащихся, родителей); | Координационный | § выбор и применение путей, способов и форм интеграции действий отдельных субъектов учебно-воспитательного процесса; | Рефлексивный | § самоанализ и самооценка реализации здоровьесберегающей функции; § определение связей и влияний элементов педагогической системы в конкретных условиях на здоровье ее участников | Подробнее
реализация разработанных организационно-педагогических условий,
включенных в модель деятельности по управлению процессом
здоровьесбережения в классе, может быть представлена следующим образом. Первым этапом реализации является создание специальной ситуации. Под
созданием специальной ситуации понимается формирование мотивации всех
участников учебно-воспитательного процесса в классе на
здоровьесбережение.
Создание ситуации реализуется в три этапа:
§ предварительная подготовка,
§ планирование,
§ проведение конкретного мероприятия.
Это может быть сбор информации о состоянии здоровья каждого члена
коллектива, анализ этой информации, подготовка доклада, в котором
излагаются не только результаты изучения здоровья, но и сведения о
проблеме здоровьесбережения, ее состоянии в теории и в школах нашей
страны, о функционировании классов, содействующих здоровью.
Данное условие может быть реализовано в проведении педагогического
совета (совместного заседания кафедр и специальных служб), посвященного
проблемам здоровьесбережения, малого педагогического совета (совещание
учителей-предметников), на котором и складывается ситуация,
стимулирующая ее участников к поиску конкретных средств
здоровьесбережения в классе.
К мероприятиям, способствующим осознанию субъектами процесса
здоровьесбережения необходимости целенаправленной деятельности по
сохранению здоровья, можно отнести и проведение предварительного
обследования здоровья учащихся, учителей, выяснение влияния семьи на
обучение, воспитание, развитие ребенка.
Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что поступающие в
школу дети страдают различными отклонениями в развитии и заболеваниями:
особенно распространенными оказываются нарушения опорно-двигательного
аппарата, нарушения зрения (в основном близорукость), повышенная
тревожность и другие нервно-психические заболевания.
Результаты предварительного обследования являются основанием для
создания в классе специальных условий, обеспечивающих коррекцию здоровья
учащихся, введения в учебный план специальных дисциплин
здоровьесберегающей направленности (например, «Пушковедение», риторика,
психологическая разгрузка, этика, хореография, физическое воспитание,
изобразительное искусство, музыка). На втором этапе организации учебно-воспитательного процесса на основе
идеи здоровьесбережения формируется организационно-методическое
обеспечение процесса здоровьесбережения. Реализация данного этапа
начинается с определения здоровьесберегающего потенциала содержания
образования, стиля деятельности, технологий обучения и воспитания,
окружающей среды, режима учебно-воспитательного процесса в классе. Любой
учебный предмет включает такой материал, который каким-то образом
связан с сохранением здоровья. Задача учителя заключается в том, чтобы
проанализировать здоровьесберегающие возможности учебных предметов,
технологий обучения, материальной базы и определить достаточно четкий
вклад в решение проблемы здоровьесбережения в педагогическом процессе.
Обратимся к здоровьесберегающему потенциалу окружающей среды.
Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая
организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для
работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении
всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и
избежать переутомления.
Такие условия удобно представить, разделив их на три группы: внутрисредовые, внешнесредовые и психологические.
Внутрисредовые условия (СНОСКА: См.: Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1998).
Сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и
исключение переутомления школьников возможно только при правильной
организации их труда и отдыха. Для этого необходимо принимать во
внимание восемь основных моментов школьной жизни:
§ продолжительность урока;
§ продолжительность учебного дня и учебной недели;
§ организация самого урока;
§ расписание уроков;
§ перемены;
§ экзамены;
§ общественно полезный труд школьников;
§ каникулы.
Внешнесредовые условия в школе. На здоровье, а как
следствие, и на работоспособность учащихся большое влияние оказывает
воздушно-тепловой режим, освещение и удобная поза при работе. Кроме внешнесредовых и внутрисредовых общепринятых условий можно
выделить так называемые «желательные» условия, которые не являются
необходимыми, но дополняющими и расширяющими возможности организации
процесса оздоровления в учебно-воспитательном процессе. Это такие
материальные условия, как: фонтан для обеспечения и регуляции влажности
воздуха, вентилятор для интенсивного проветривания класса, обогреватель
для поддержания адекватного температурного режима зимой, игровая
комната, которая служит для релаксации и разделения детей при занятиях
группами, люстра Чижевского для ионизации воздуха, ведение уроков с
учетом биоритмов, подвижная поза на уроке.
Психологические факторы:
1. Положительные эмоции.
2. Физическая возможность преподавателей.
3. Взаимоотношения ученика и учителя.
4. Образ учителя.
При выделении внешнесредовых и внутрисредовых условий мы хотим
обратить внимание на их специфику в классе здоровьесберегающей
направленности. Существуют обязательные условия, поскольку сохранение
высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение
переутомления школьников возможно только при правильной организации их
труда и отдыха. Следует принимать во внимание такие психологические
факторы, как положительные эмоции, физическая возможность и социальное
положение преподавателей, взаимоотношения ученика и учителя, образ
учителя.
Но в классах здоровьесберегающей направленности желательно создать и
дополнительные способствующие сохранению здоровья условия. К ним можно
отнести игровую комнату, занятия на ковре, подвижную позу на уроке,
вентилятор для интенсивного проветривания класса, обогреватель для
соблюдения терморежима в помещении, фонтан для поддержания влажности
воздуха и др.
Данные условия реализуются в практической деятельности, напрямую направленной на сохранение здоровья учеников:
§ ионизация воздуха посредством люстры Чижевского;
§ элементы аромато– и фитотерапии; § музыко-, арт-, цветотерапия;
§ занятия оздоровительной йогой;
§ самомассаж и Су-Джок терапия;
§ закаливающие процедуры и ежедневная гимнастика;
§ экологические уроки на природе и т. п.
Кроме средовых условий организационно-методическое обеспечение здоровьесберегающего аспекта включает:
§ программы для здоровьесберегающей деятельности членов классного
коллектива (рекомендации по здоровьесбережению для детей, родителей на
основе ведения тетрадей здоровья фельдшером, индивидуальных карт по
физическому воспитанию);
§ учебные программы и методические разработки, созданные педагогами;
§ учебники и другие учебные пособия по валеологическому циклу
дисциплин; риторика, «Пушковедение», музыкальное воспитание,
художественная культура;
§ методику оценки степени здоровья учащихся и учителей по ведению
тетрадей здоровья, индивидуальных карт по физической культуре,
анкетирование членов семьи (Аскорс);
§ положение о деятельности специальных служб (здоровьесберегающей,
психологической, медицинской) как единого здоровьесберегающего сектора
(нормативные документы по йоге, ароматотерапии, положение о
педагоге-организаторе здоровьесберегающей деятельности);
§ методику психологической диагностики в комплексе с
психологическим проектированием умственного развития детей (диагностика
тревожности, самооценки, психологического климата в коллективе, развития
интеллектуальной сферы);
§ методику диагностики педагогического процесса в аспекте здоровьесбережения.
Основные идеи здоровьесбережения
§ В качестве ключевой идеи здоровьесбережения может выступать
гуманитарный подход. Необходимость реализации данного направления
определяется потребностью в формировании навыков демократического
взаимодействия, воспитании толерантности у учащихся, учителей. При этом
под гуманизацией системы образования мы понимаем построение системы
образования на основе гуманистических принципов, приближения образования
к интересам и потребностям конкретного человека как высшей ценности. § Сохранение здоровья (особенно психического) связано со всеми
положительными изменениями во всех психических сферах человека. Поэтому
идея формирования индивидуальности также может выступать ключевой для
здоровьесбережения в педагогическом процессе. Основное содержание
программ, положений и других документов, определяющих направления, цели,
функции, задачи, принципы и т. д. в деятельности классного коллектива, в
нашем исследовании опирается на концепцию развития семи сфер и
концепцию педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк) (СНОСКА: См.: Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. – Калининград, 1995).
Согласно данной концепции, индивидуальность человека характеризуется
уровнем развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной,
волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер и сферы
саморегуляции.
Согласно ключевым идеям здоровьесбережения, программа обучения,
учитывающая здоровьесберегающий аспект, должна быть построена с учетом
базовых потребностей занимающихся. В этом случае создаются условия для
их индивидуально-гармонического развития, обеспечивается общий комфорт и
доминирование позитивных настроений, формируется устойчивое
положительное отношение к учению и общепринятым правилам поведения. |