Четверг, 25.04.2024, 07:10                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
Я УЧИТЕЛЬ ОБЖ [45]
Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ [17]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » Я УЧИТЕЛЬ » Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Реализация организационно-педагогических условий здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в классе
02.06.2012, 11:17

Более детально сущность и направления реализации организационных педагогических условий представим в таблице.

Таблица 1. Модель организационно-педагогической деятельности по сохранению здоровья учащихся в классе

Организационно-педагогические условия
Направления реализации
Сущность
Создание специальной ситуации
Сбор информации здоровьесберегающего содержания (состояние здоровья членов классного коллектива, их готовность к здоровьесбережению). Анализ информации, поиск и принятие решения. Ценностная ориентация участников процесса здоровьесбережения.
На основе бесед с родителями, детьми, координации работы с учителями данного класса формировать мотивацию всех участников учебно-воспитательного процесса на здоровьесбережение.
Разработка организационно-методического обеспечения
Определение (выбор) ключевой идеи здоровьесбережения. Формулировка целей, принципов, задач, отбор средств и пр. Выявление возможностей каждого элемента педагогической системы для сохранения здоровья. На основе выбранной концепции – анализ программ, положений и др. документов, направленных на сохранение здоровья. Анализ педагогического процесса (стилей деятельности и общения, связей между элементами учебно-воспитательного процесса).
1. Реализация гуманитарного подхода в образовании (обоснованная интеграция учебных предметов).
2. Реализация концепции формирования индивидуальности школьников.
3. Соблюдение внутрисредовых условий.
4. Соблюдение внешнесредовых условий.
Объединение субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственных за организацию процесса здоровьесбережения
Определение предполагаемых изменений, подбор специалистов и оформление соответствующей документации.
Определение конкретных целей и задач в работе каждого участника учебно-воспитательного процесса.
Установление координации, взаимообусловленности их деятельности.
Коррдинация деятельности валеолога, психолога, учителя физкультуры, родителей, других учителей, работающих с данным классом.
Просветительская работа, повышение компетенции учителя в области здоровьесбережения
Определение неизвестных аспектов здоровьесберегающего образования (отсутствующих в опыте педагогов, родителей). Выбор путей, способов и форм здоровьесберегающего образования.
Лекции / просветительская работа / праздники «день здоровой пищи», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровья», выпуск стенгазеты «Вестник валеолога».
Создание мониторинга (изменение здоровья ученика, деятельности и мировоззрения родителей)
Определение направлений мониторинга.
Установление координации деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса по проведению мониторинга.
Выявление направлений здоровьесбережения, требующих повышенного внимания в данном классе.
Отслеживание заболеваемости (количество пропущенных уроков).
Анкетирование родителей (Аскорс), детей.
Психологическое обследование (тревожность, самооценка).
Мониторинг работоспособности, внимания, памяти, самооценки.

В организационно-педагогической деятельности на основе системного, синергетического, деятельностного подходов можно выделить следующие компоненты: целевой, процедурный, координационный, рефлексивный.

Таблица 2. Основные компоненты организационно-педагогической деятельности по сохранению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе в классе

Основные компоненты
Содержание компонентов
Целевой
§   цели сохранения здоровья членов классного коллектива (укрепление физического здоровья, развитие индивидуальности и личности);
§   цели моделирования здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе;
§   цели преобразования структуры педагогической системы класса;
§   цели диагностики, коррекции здоровьесберегающего аспекта педагогической системы
Процедурный
§   разработка здоровьесберегающего аспекта модели класса;
§   разработка программ и алгоритмов, обеспечивающих реализацию здоровьесберегающей функции каждым членом педагогического коллектива (программа работы классного воспитателя, учителя-предметника, педагога Центра дополнительного развития и др.; алгоритмы по выявлению возможностей учебной, внеклассной, внешкольной и других видов деятельностей и т. д.);
§   выбор и реализация средств здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе (для педагогов, учащихся, родителей);
Координационный
§   выбор и применение путей, способов и форм интеграции действий отдельных субъектов учебно-воспитательного процесса;
Рефлексивный
§   самоанализ и самооценка реализации здоровьесберегающей функции;
§   определение связей и влияний элементов педагогической системы в конкретных условиях на здоровье ее участников

Подробнее реализация разработанных организационно-педагогических условий, включенных в модель деятельности по управлению процессом здоровьесбережения в классе, может быть представлена следующим образом.

Первым этапом реализации является создание специальной ситуации. Под созданием специальной ситуации понимается формирование мотивации всех участников учебно-воспитательного процесса в классе на здоровьесбережение.

Создание ситуации реализуется в три этапа:

§   предварительная подготовка,

§   планирование,

§   проведение конкретного мероприятия.

Это может быть сбор информации о состоянии здоровья каждого члена коллектива, анализ этой информации, подготовка доклада, в котором излагаются не только результаты изучения здоровья, но и сведения о проблеме здоровьесбережения, ее состоянии в теории и в школах нашей страны, о функционировании классов, содействующих здоровью.

Данное условие может быть реализовано в проведении педагогического совета (совместного заседания кафедр и специальных служб), посвященного проблемам здоровьесбережения, малого педагогического совета (совещание учителей-предметников), на котором и складывается ситуация, стимулирующая ее участников к поиску конкретных средств здоровьесбережения в классе.

К мероприятиям, способствующим осознанию субъектами процесса здоровьесбережения необходимости целенаправленной деятельности по сохранению здоровья, можно отнести и проведение предварительного обследования здоровья учащихся, учителей, выяснение влияния семьи на обучение, воспитание, развитие ребенка.

Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что поступающие в школу дети страдают различными отклонениями в развитии и заболеваниями: особенно распространенными оказываются нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения (в основном близорукость), повышенная тревожность и другие нервно-психические заболевания.

Результаты предварительного обследования являются основанием для создания в классе специальных условий, обеспечивающих коррекцию здоровья учащихся, введения в учебный план специальных дисциплин здоровьесберегающей направленности (например, «Пушковедение», риторика, психологическая разгрузка, этика, хореография, физическое воспитание, изобразительное искусство, музыка).

На втором этапе организации учебно-воспитательного процесса на основе идеи здоровьесбережения формируется организационно-методическое обеспечение процесса здоровьесбережения. Реализация данного этапа начинается с определения здоровьесберегающего потенциала содержания образования, стиля деятельности, технологий обучения и воспитания, окружающей среды, режима учебно-воспитательного процесса в классе. Любой учебный предмет включает такой материал, который каким-то образом связан с сохранением здоровья. Задача учителя заключается в том, чтобы проанализировать здоровьесберегающие возможности учебных предметов, технологий обучения, материальной базы и определить достаточно четкий вклад в решение проблемы здоровьесбережения в педагогическом процессе.

Обратимся к здоровьесберегающему потенциалу окружающей среды. Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Такие условия удобно представить, разделив их на три группы: внутрисредовые, внешнесредовые и психологические.

Внутрисредовые условия (СНОСКА: См.: Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1998). Сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников возможно только при правильной организации их труда и отдыха. Для этого необходимо принимать во внимание восемь основных моментов школьной жизни:

§   продолжительность урока;

§   продолжительность учебного дня и учебной недели;

§   организация самого урока;

§   расписание уроков;

§   перемены;

§   экзамены;

§   общественно полезный труд школьников;

§   каникулы.

Внешнесредовые условия в школе. На здоровье, а как следствие, и на работоспособность учащихся большое влияние оказывает воздушно-тепловой режим, освещение и удобная поза при работе.

Кроме внешнесредовых и внутрисредовых общепринятых условий можно выделить так называемые «желательные» условия, которые не являются необходимыми, но дополняющими и расширяющими возможности организации процесса оздоровления в учебно-воспитательном процессе. Это такие материальные условия, как: фонтан для обеспечения и регуляции влажности воздуха, вентилятор для интенсивного проветривания класса, обогреватель для поддержания адекватного температурного режима зимой, игровая комната, которая служит для релаксации и разделения детей при занятиях группами, люстра Чижевского для ионизации воздуха, ведение уроков с учетом биоритмов, подвижная поза на уроке.

Психологические факторы:

1. Положительные эмоции.

2. Физическая возможность преподавателей.

3. Взаимоотношения ученика и учителя.

4. Образ учителя.

При выделении внешнесредовых и внутрисредовых условий мы хотим обратить внимание на их специфику в классе здоровьесберегающей направленности. Существуют обязательные условия, поскольку сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников возможно только при правильной организации их труда и отдыха. Следует принимать во внимание такие психологические факторы, как положительные эмоции, физическая возможность и социальное положение преподавателей, взаимоотношения ученика и учителя, образ учителя.

Но в классах здоровьесберегающей направленности желательно создать и дополнительные способствующие сохранению здоровья условия. К ним можно отнести игровую комнату, занятия на ковре, подвижную позу на уроке, вентилятор для интенсивного проветривания класса, обогреватель для соблюдения терморежима в помещении, фонтан для поддержания влажности воздуха и др.

Данные условия реализуются в практической деятельности, напрямую направленной на сохранение здоровья учеников:

§   ионизация воздуха посредством люстры Чижевского;

§   элементы аромато– и фитотерапии;

§   музыко-, арт-, цветотерапия;

§   занятия оздоровительной йогой;

§   самомассаж и Су-Джок терапия;

§   закаливающие процедуры и ежедневная гимнастика;

§   экологические уроки на природе и т. п.

Кроме средовых условий организационно-методическое обеспечение здоровьесберегающего аспекта включает:

§   программы для здоровьесберегающей деятельности членов классного коллектива (рекомендации по здоровьесбережению для детей, родителей на основе ведения тетрадей здоровья фельдшером, индивидуальных карт по физическому воспитанию);

§   учебные программы и методические разработки, созданные педагогами;

§   учебники и другие учебные пособия по валеологическому циклу дисциплин; риторика, «Пушковедение», музыкальное воспитание, художественная культура;

§   методику оценки степени здоровья учащихся и учителей по ведению тетрадей здоровья, индивидуальных карт по физической культуре, анкетирование членов семьи (Аскорс);

§   положение о деятельности специальных служб (здоровьесберегающей, психологической, медицинской) как единого здоровьесберегающего сектора (нормативные документы по йоге, ароматотерапии, положение о педагоге-организаторе здоровьесберегающей деятельности);

§   методику психологической диагностики в комплексе с психологическим проектированием умственного развития детей (диагностика тревожности, самооценки, психологического климата в коллективе, развития интеллектуальной сферы);

§   методику диагностики педагогического процесса в аспекте здоровьесбережения.

Основные идеи здоровьесбережения

§   В качестве ключевой идеи здоровьесбережения может выступать гуманитарный подход. Необходимость реализации данного направления определяется потребностью в формировании навыков демократического взаимодействия, воспитании толерантности у учащихся, учителей. При этом под гуманизацией системы образования мы понимаем построение системы образования на основе гуманистических принципов, приближения образования к интересам и потребностям конкретного человека как высшей ценности.

§   Сохранение здоровья (особенно психического) связано со всеми положительными изменениями во всех психических сферах человека. Поэтому идея формирования индивидуальности также может выступать ключевой для здоровьесбережения в педагогическом процессе. Основное содержание программ, положений и других документов, определяющих направления, цели, функции, задачи, принципы и т. д. в деятельности классного коллектива, в нашем исследовании опирается на концепцию развития семи сфер и концепцию педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк) (СНОСКА: См.: Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. – Калининград, 1995). Согласно данной концепции, индивидуальность человека характеризуется уровнем развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции.

Согласно ключевым идеям здоровьесбережения, программа обучения, учитывающая здоровьесберегающий аспект, должна быть построена с учетом базовых потребностей занимающихся. В этом случае создаются условия для их индивидуально-гармонического развития, обеспечивается общий комфорт и доминирование позитивных настроений, формируется устойчивое положительное отношение к учению и общепринятым правилам поведения.

Категория: Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ | Добавил: admin | Теги: методическая помощь учителю физкуль, ЗОЖ в школе, физкультура в школе, методика преподавания физкультуры, из опыта работы учителя физкультуры
Просмотров: 2222 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru