… не мыслями он должен учить, а мыслить;
слушателя нужно не вести за руку, а им руководить,
если хотят, чтобы в будущем он был способен
идти самостоятельно.
И. Кант
Моделирование организационно-педагогической деятельности по
здоровьесбережению в классе может осуществляться при следующих условиях:
1) создание ситуации, в которой классный коллектив окажется перед
необходимостью решать противоречия: а) между имеющимся недостаточным
уровнем здоровья у педагогов и учащихся и задачей его улучшения (или
сохранения) в педагогическом процессе; б) между необходимостью сделать
педагогический процесс здоровьесберегающим и отсутствием достаточных
знаний и средств;
2) разработка организационно-методического обеспечения здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе;
3) объединение субъектов учебно-воспитательного процесса в классе, ответственных за организацию процесса здоровьесбережения;
4) просветительская и исследовательская работа, повышение компетенции учителя в области здоровьесбережения;
5) создание мониторинга «Изменение здоровья и мировоззрения ученика и родителей».
В практике российского образования существует целый ряд подходов к
организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в
классе.
Первый вариант управления процессом сохранения здоровья в
классе осуществляется через здоровьесберегающую направленность
учебно-воспитательного процесса в школе. Здоровьесберегающая концепция
школы затрагивает класс как одну из составляющих школьной системы
(например, г. Олекминск школа «Эврика»). Общая здоровьесберегающая
направленность школьной концепции отражается на работе класса,
проявляясь в создании психологически комфортной атмосферы, обеспечении
развития личности согласно индивидуальности, рациональном с точки зрения
сохранения здоровья ученика режиме школы, организации образовательного
процесса на основе творчества. В более позднем варианте наблюдается
введение уроков здоровья в учебный план. В рамках данного способа
описаны условия обеспечения психологического комфорта в школе: § стиль взаимоотношений детей и взрослых в школе, детей друг с другом;
§ атмосфера дружелюбия;
§ возможность самореализации личности через организацию разнообразной деятельности;
§ возможность учиться и развиваться соответственно своим психофизиологическим особенностям и интересам;
§ атмосфера творчества и красоты, являющаяся одним из условий сохранения здоровья и развития активной созидательной личности.
Определено содержание медико-профилактической работы, которое
предполагает создание для учащихся условий, отвечающих
санитарно-гигиеническим нормам, мониторинг состояния здоровья учащихся и
профилактическую деятельность, включающую в себя витаминизацию с
применением лекарственных трав, профилактику воспалительных заболеваний
горла, профилактику и коррекцию понижения остроты зрения, профилактику и
коррекцию нарушений осанки. Однако среди описанных условий нет четкой
констатации организационно-педагогических, кроме того, часто происходит
смешение условий здоровьесбережения в школе и в классе, что приводит к
обобщенности способов достижения цели.
Второй подход к осуществлению здоровьесберегающей деятельности
– создание в школе здоровьесберегающей службы и выполнение ею
деятельности по диагностике, профилактике, коррекции и консультации
(например, г. Екатеринбург). Этой службой осуществляется мониторинг
состояния здоровья детей, пришедших в школу, коррекция и профилактика
физического состояния ребенка во время его обучения. Однако не
выполняются воспитательные и обучающие задачи оздоровления. Иногда эти
функции осуществляют другие здоровьесберегающие службы, например
психолого-валеологический центр при городском управлении образованием
(г. Юрга).
Идея создания здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в
классе может исходить от учителя / классного воспитателя (третий
подход). Например, в Ростове-на-Дону на основе грамотного с точки зрения
здоровьесбережения стиля деятельности учителя начальной школы была
разработана модель деятельности педагога, которая обозначает все
основные уровни, необходимые для развития здоровой личности (уровень
телесных ощущений и реакций, образов и представлений, самосознания и
рефлексии, межличностных отношений и социальных ролей, социокультурной
детерминации личности, экзистенциальных переживаний и уровень
самоактуализации) и задает направления, по которым происходит дальнейшее
развитие. Данный способ, по нашему мнению, представляет интеграцию
воспитательного, обучающего и здоровьесберегающего аспектов деятельности
педагога. Но данный способ не учитывает сотрудничество трех сред,
влияние которых испытывает ребенок: родителей, школы, внешней среды.
Кроме того, конкретно организационно-педагогические условия
здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в классе не
формулируются. Задачи оздоровления могут быть реализованы путем проведения типовых мероприятий с учетом следующих аспектов.
Воспитательный (создание и ведение паспорта здоровья с тем, чтобы
привлечь внимание учащихся к проблемам здоровья и, вызвав желание
числиться в паспорте как спортсмен, ученик с лучшей памятью и вниманием,
поощрить приложение усилий в этом направлении), обучающий (преподавание
предмета «Здоровье и здоровый образ жизни»), оздоровительный (занятия
на уроках физической культуры; проведение оздоровительных пауз во время
уроков; ведение спортивных секций; проведение недель здоровья),
психологический (мониторинг психического состояния учащихся, выработка
рекомендаций по комплектованию ученических коллективов; подготовка
авторских развивающе-коррекционных программ).
Кроме того, в описываемой системе присутствует обеспечение
полноценным питанием учащихся, соответствующее оформление классных
комнат и школы в целом, создание возможностей для соблюдения правил
гигиены. При данном подходе акцент делается на физические упражнения как
на наиболее эффективный способ оздоровления. Представлен комплекс
оздоровительных физкультурных мероприятий, применяемых в ходе учебного
процесса и в ходе внеклассной и внеурочной работы.
Таким образом, в опыте организации процесса здоровьесбережения в классе можно выделить два наиболее существенных аспекта.
Во-первых, наблюдается тенденция принятия целей здоровьесбережения
наравне с образовательными, воспитательными и развивающими целями
учебно-воспитательного процесса. Это проявляется в общей идеологической
направленности школьных концепций, принятии комплексных программ,
направленных на оздоровление: «Здоровье» и др.
Во-вторых, в педагогической практике организация процесса
здоровьесбережения в школе ведется в направлении создания
психологического комфорта, обеспечения рационального с точки зрения
сохранения здоровья ученика режима работы школы. Однако при реализации
данных условий наблюдается смещение деятельности с управления процессом
оздоровления в школе на организацию этого процесса в классе при
отсутствии определенных организационно-педагогических условий данного
процесса именно на уровне класса. Это приводит к упущению таких
моментов, как работа с родителями, единство образовательного,
воспитательного и здоровьесберегающего аспектов учебно-воспитательного
процесса или, наоборот, замене условий, отражающих специфику управления
на уровне школы, более частными моментами на уровне класса. В организационно-педагогической деятельности по здоровьесбережению в
учебно-воспитательном процессе существуют три основных направления
действий, мер, процедур, которые соответствуют основным компонентам
здоровья человека (физическому, психическому, социальному). Это
позволяет каждому члену классного коллектива четко представлять свои
возможности и их реализацию в этих направлениях.
В целом же организационно-педагогическая деятельность по
здоровьесбережению в классе может оказаться достаточно эффективной, если
будет соблюдаться ряд условий.
§ Создание специальной ситуации в классе будет основано на
здоровьесберегающей мотивации участников процесса здоровьесбережения.
§ Разработка организационно-методического обеспечения будет
проводиться с учетом внешнесредовых и внутрисредовых условий и
возможностей каждого элемента педагогической системы в сохранении
здоровья.
§ Будет осуществляться координация здоровьесберегающей деятельности
валеолога, психолога, родителей, классного руководителя и других
учителей в классе.
§ Будет проводиться просветительская работа среди участников
здоровьесберегающего процесса, направленная на определение аспектов
здоровьесбережения, отсутствующих в опыте членов команды.
§ Будет проводиться мониторинг изменения здоровья ученика,
мировоззрения родителей с помощь анкетирования, наблюдения,
психологических и физиологических обследований. |