Суббота, 20.04.2024, 14:59                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
Я УЧИТЕЛЬ ОБЖ [45]
Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ [17]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » Я УЧИТЕЛЬ » Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Организационно-педагогические условия здоровьесбережения как понятие
02.06.2012, 11:19

… не мыслями он должен учить, а мыслить;

слушателя нужно не вести за руку, а им руководить,

если хотят, чтобы в будущем он был способен

идти самостоятельно.

И. Кант

Моделирование организационно-педагогической деятельности по здоровьесбережению в классе может осуществляться при следующих условиях:

1) создание ситуации, в которой классный коллектив окажется перед необходимостью решать противоречия: а) между имеющимся недостаточным уровнем здоровья у педагогов и учащихся и задачей его улучшения (или сохранения) в педагогическом процессе; б) между необходимостью сделать педагогический процесс здоровьесберегающим и отсутствием достаточных знаний и средств;

2) разработка организационно-методического обеспечения здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе;

3) объединение субъектов учебно-воспитательного процесса в классе, ответственных за организацию процесса здоровьесбережения;

4) просветительская и исследовательская работа, повышение компетенции учителя в области здоровьесбережения;

5) создание мониторинга «Изменение здоровья и мировоззрения ученика и родителей».

В практике российского образования существует целый ряд подходов к организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в классе.

Первый вариант управления процессом сохранения здоровья в классе осуществляется через здоровьесберегающую направленность учебно-воспитательного процесса в школе. Здоровьесберегающая концепция школы затрагивает класс как одну из составляющих школьной системы (например, г. Олекминск школа «Эврика»). Общая здоровьесберегающая направленность школьной концепции отражается на работе класса, проявляясь в создании психологически комфортной атмосферы, обеспечении развития личности согласно индивидуальности, рациональном с точки зрения сохранения здоровья ученика режиме школы, организации образовательного процесса на основе творчества. В более позднем варианте наблюдается введение уроков здоровья в учебный план. В рамках данного способа описаны условия обеспечения психологического комфорта в школе:

§   стиль взаимоотношений детей и взрослых в школе, детей друг с другом;

§   атмосфера дружелюбия;

§   возможность самореализации личности через организацию разнообразной деятельности;

§   возможность учиться и развиваться соответственно своим психофизиологическим особенностям и интересам;

§   атмосфера творчества и красоты, являющаяся одним из условий сохранения здоровья и развития активной созидательной личности.

Определено содержание медико-профилактической работы, которое предполагает создание для учащихся условий, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, мониторинг состояния здоровья учащихся и профилактическую деятельность, включающую в себя витаминизацию с применением лекарственных трав, профилактику воспалительных заболеваний горла, профилактику и коррекцию понижения остроты зрения, профилактику и коррекцию нарушений осанки. Однако среди описанных условий нет четкой констатации организационно-педагогических, кроме того, часто происходит смешение условий здоровьесбережения в школе и в классе, что приводит к обобщенности способов достижения цели.

Второй подход к осуществлению здоровьесберегающей деятельности – создание в школе здоровьесберегающей службы и выполнение ею деятельности по диагностике, профилактике, коррекции и консультации (например, г. Екатеринбург). Этой службой осуществляется мониторинг состояния здоровья детей, пришедших в школу, коррекция и профилактика физического состояния ребенка во время его обучения. Однако не выполняются воспитательные и обучающие задачи оздоровления. Иногда эти функции осуществляют другие здоровьесберегающие службы, например психолого-валеологический центр при городском управлении образованием (г. Юрга).

Идея создания здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в классе может исходить от учителя / классного воспитателя (третий подход). Например, в Ростове-на-Дону на основе грамотного с точки зрения здоровьесбережения стиля деятельности учителя начальной школы была разработана модель деятельности педагога, которая обозначает все основные уровни, необходимые для развития здоровой личности (уровень телесных ощущений и реакций, образов и представлений, самосознания и рефлексии, межличностных отношений и социальных ролей, социокультурной детерминации личности, экзистенциальных переживаний и уровень самоактуализации) и задает направления, по которым происходит дальнейшее развитие. Данный способ, по нашему мнению, представляет интеграцию воспитательного, обучающего и здоровьесберегающего аспектов деятельности педагога. Но данный способ не учитывает сотрудничество трех сред, влияние которых испытывает ребенок: родителей, школы, внешней среды. Кроме того, конкретно организационно-педагогические условия здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в классе не формулируются.

Задачи оздоровления могут быть реализованы путем проведения типовых мероприятий с учетом следующих аспектов.

Воспитательный (создание и ведение паспорта здоровья с тем, чтобы привлечь внимание учащихся к проблемам здоровья и, вызвав желание числиться в паспорте как спортсмен, ученик с лучшей памятью и вниманием, поощрить приложение усилий в этом направлении), обучающий (преподавание предмета «Здоровье и здоровый образ жизни»), оздоровительный (занятия на уроках физической культуры; проведение оздоровительных пауз во время уроков; ведение спортивных секций; проведение недель здоровья), психологический (мониторинг психического состояния учащихся, выработка рекомендаций по комплектованию ученических коллективов; подготовка авторских развивающе-коррекционных программ).

Кроме того, в описываемой системе присутствует обеспечение полноценным питанием учащихся, соответствующее оформление классных комнат и школы в целом, создание возможностей для соблюдения правил гигиены. При данном подходе акцент делается на физические упражнения как на наиболее эффективный способ оздоровления. Представлен комплекс оздоровительных физкультурных мероприятий, применяемых в ходе учебного процесса и в ходе внеклассной и внеурочной работы.

Таким образом, в опыте организации процесса здоровьесбережения в классе можно выделить два наиболее существенных аспекта.

Во-первых, наблюдается тенденция принятия целей здоровьесбережения наравне с образовательными, воспитательными и развивающими целями учебно-воспитательного процесса. Это проявляется в общей идеологической направленности школьных концепций, принятии комплексных программ, направленных на оздоровление: «Здоровье» и др.

Во-вторых, в педагогической практике организация процесса здоровьесбережения в школе ведется в направлении создания психологического комфорта, обеспечения рационального с точки зрения сохранения здоровья ученика режима работы школы. Однако при реализации данных условий наблюдается смещение деятельности с управления процессом оздоровления в школе на организацию этого процесса в классе при отсутствии определенных организационно-педагогических условий данного процесса именно на уровне класса. Это приводит к упущению таких моментов, как работа с родителями, единство образовательного, воспитательного и здоровьесберегающего аспектов учебно-воспитательного процесса или, наоборот, замене условий, отражающих специфику управления на уровне школы, более частными моментами на уровне класса.

В организационно-педагогической деятельности по здоровьесбережению в учебно-воспитательном процессе существуют три основных направления действий, мер, процедур, которые соответствуют основным компонентам здоровья человека (физическому, психическому, социальному). Это позволяет каждому члену классного коллектива четко представлять свои возможности и их реализацию в этих направлениях.

В целом же организационно-педагогическая деятельность по здоровьесбережению в классе может оказаться достаточно эффективной, если будет соблюдаться ряд условий.

§   Создание специальной ситуации в классе будет основано на здоровьесберегающей мотивации участников процесса здоровьесбережения.

§   Разработка организационно-методического обеспечения будет проводиться с учетом внешнесредовых и внутрисредовых условий и возможностей каждого элемента педагогической системы в сохранении здоровья.

§   Будет осуществляться координация здоровьесберегающей деятельности валеолога, психолога, родителей, классного руководителя и других учителей в классе.

§   Будет проводиться просветительская работа среди участников здоровьесберегающего процесса, направленная на определение аспектов здоровьесбережения, отсутствующих в опыте членов команды.

§   Будет проводиться мониторинг изменения здоровья ученика, мировоззрения родителей с помощь анкетирования, наблюдения, психологических и физиологических обследований.

Категория: Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ | Добавил: admin | Теги: методическая помощь учителю физкуль, ЗОЖ в школе, физкультура в школе, методика преподавания физкультуры, из опыта работы учителя физкультуры
Просмотров: 1967 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru