Проблема здоровья нации стала сегодня самым
серьёзным вызовом системе управления
государством. Как решить эту проблему? На мой
взгляд, есть способ: "Здоровый ребёнок –
здоровая нация”. Но много ли может сделать для
решения этой проблемы один простой человек,
например, учитель физкультуры?
Не поэт я, не писатель.
Я – учитель, я – физрук.
Да, таким простым вот словом
В каждой школе я зовусь.
И не надо мне другого,
Этим званьем я горжусь!
Действительно, я учитель физической культуры.
Моя профессия удивительна. Я в ответе за здоровье
своих воспитанников, и никто не скажет, что это
дело второстепенное. Часто говорю: "Будущее
наших ребят в наших руках”. Каким будет здоровье
наших детей, их жизнь сегодня, через 10, 20 и даже 30
лет, станет ли занятие спортом постоянным,
надёжным и радостным спутником жизни нового
поколения - это, в большей степени, зависит от
меня. Поэтому одной из главных задач своей работы
я считаю поиск правильного, часто
индивидуального для организма базиса, который
мог бы гарантировать здоровье, высокий потенциал
трудовой деятельности, полноценное потомство и
поддержание высокого нравственного и
физического уровня на протяжении всей жизни.
Как я решаю поставленные задачи в своей работе?
Сегодня уже не секрет, что педагогика, в
определённом смысле, есть наука об отношениях.
Поэтому педагогику сотрудничества (отношения
учитель-----ученик и ученик-----учитель) я считаю
первой ступенькой на этом пути к совершенству
– нравственно и физически развитая личность.
В фокусе этих взаимоотношений – ребёнок. Ведь
именно взаимоотношения учителя с детьми
значительно влияют на результаты обучения и
воспитания. В. А. Сухомлинский писал: "Корень
всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем
большинстве случаев кроется в забвении учителем
того, что урок – это совместный труд детей и
педагога, что успех этого труда определяется в
первую очередь теми взаимоотношениями, которые
складываются между преподавателем и учащимися”.
Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном
заведении, ни по каким книгам, эта способность
развивается в процессе участия учителя в
общественной жизни, его взаимоотношений с
другими людьми, в том числе и с учащимися. Знание
можно приобрести, любовь же – внутренняя
потребность человека отдавать себя людям, детям,
делиться с ними всем хорошим, что у тебя есть,
думать и заботиться о них. Здесь глубокая
моральная основа моей профессии: иметь
способность любви к детям, и эта способность не
появляется на пустом месте, она вытекает из
чувства милосердия к окружающим людям, доброты и
участия к ним
Школа не должна быть просто местом службы.
Здесь происходит формирование личности. И не
только личности ученика, но и личности учителя.
Моя роль как учителя исключительно ответственна.
И она откладывает отпечаток на мою личность,
незаметно формируя характер, заставляет
работать над собой. Придя в школу, стараюсь
забыть обо всех личных проблемах, неприятностях
и с удовольствием окунуться в атмосферу школьной
жизни. Десятки, сотни глаз, устремлены на меня
ежедневно, наблюдают за моей деятельностью,
оценивают, требуют… Они заставляют меня
смотреть на себя как бы со стороны, видеть себя
глазами детей и их родителей, коллег, оценивать
собственные поступки, сравнивать результаты
труда, сопоставлять свои педагогические
проблемы с теми, которые испытывают другие…
Еще, по-моему мнению, учитель должен обладать
общечеловеческими гуманными качествами,
прирожденным тактом. Именно это качество не
позволит учителю унизить ребенка, подскажет ему,
как поступить в затруднительной ситуации (а эти
ситуации у нас, учителей физкультуры, случаются
очень часто)… И тогда на уважение учителя дети
ответят уважением. А это уже немало!
Но сотрудничество подразумевает не только
работу учитель-----ученик, но и работу
учитель-----родитель, учитель-----учитель. Не только
я воспитываю детей, оказываю влияние на
родителей, но и дети и их родители "воспитывают”
меня. Ведь воспитание – процесс многосторонний,
в нём влиянию подвержены все взаимодействующие
стороны, и субъект и объект часто меняются
местами. Поэтому наиболее естественными
взаимоотношениями в школе являются отношения
сотрудничества между педагогами и детьми,
педагогами и родителями, отказ от авторитаризма,
мелочной опеки или вседозволенности. Взаимное
уважение и взаимная требовательность –
обязательное условие успешного воспитания и
педагогики сотрудничества. Конечно, учитель
должен уметь управлять воспитательным
процессом, и его место во главе коллектива
учащихся и родителей, но не над ним, а вместе с
ним.
Не менее важной задачей физического воспитания
в школе является формирование у школьников
потребности в личном физическом и нравственном
совершенствовании. Поэтому вторая ступень–мотивация–
сознательное стремление к нравственному и
физическому совершенству. Порой школьников
мало волнует, как отразится сегодняшняя работа
на уроке на его завтрашнем самочувствии,
состоянии. Для него главное получить сиюминутное
удовлетворение своих потребностей. Ну а я на
своих уроках пытаюсь постепенно прививать
ребятам навыки и умения, которые впоследствии
будут применяться для достижения более
определённых целей.
Для улучшения здоровья детей требуется
улучшение всего процесса физического
воспитания. И для того, чтобы решить эти задачи,
необходимо увлечь ребёнка. Не секрет, что любая
деятельность даёт более весомый и эффективный
результат, если у человека имеются сильные,
яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание
действовать активно, с полной отдачей сил,
преодолевать неизбежные затруднения,
неблагоприятные условия и другие
обстоятельства.
Как решаю эту задачу? На своих уроках стремлюсь
повысить КПД своего педагогического труда,
эффективности своих усилий, отбираю и использую
такие методические приёмы, средства обучения,
которые стимулируют активное участие в учебном
труде каждого школьника на каждом уроке, пытаюсь
создать атмосферу интереса к занятиям
физкультурой и спортом. Мои обучающие усилия
должны совпадать с познавательными учебными
усилиями детей.
К продуктивному уроку я стараюсь идти, учитывая
интересы и потребности детей. Для поддержания
интереса стараюсь последующий урок делать не
похожим на предыдущий, хотя принципа
комплексного воздействия на организм учащихся
придерживаюсь непременно. Ведущим я считаю такой
путь: от игры и соревнования к двигательному
навыку, повышению уровня физической
подготовленности.
Без игры мои уроки
Как без хлеба бутерброд.
Игр подвижных разных много
На уроках тебя ждёт.
В них и ловкость, и смекалка,
И веселье, и задор.
Всем порой бывает жарко,
Так горит игры костёр.
Но придерживаться правил
Должен ты в игре любой.
Ты нарушил, я поправил -
Есть в игре закон такой.
Необходимо стимулирование индивидуальных
творческих возможностей школьников к занятиям
физической культурой и спортом на уроках и во
внеурочное время. Безусловно, ученики на уроках
всегда готовы выступить активной стороной,
определённым образом формирующей
педагогический процесс. Но в одном случае дети
могут преумножать вносимые педагогом усилия, а в
другом – разрушать. Первое непременно
происходит, если учитель систематически от урока
к уроку заботится о формировании детского
творчества, расширяет содержательный потенциал
ученической активности. Чем больше секретов
физического самосовершенствования, тонкостей
методики освоения двигательных навыков, техники
выполнения тех или иных физических упражнений я
раскрою своим ученикам, тем осмысленнее и
эффективнее станет участие школьников в учебном
процессе.
Воспитание у школьников привычки к
самостоятельным занятиям – ещё одна моя задача.
Стремлюсь обучить программным двигательным
навыкам и умениям на базе самостоятельного
выполнения физических упражнений с учётом их
тренировочного воздействия на организм. Как
правило, школьники доверчивы и открыты, они ещё
не потеряли интерес к учёбе, тянутся к знаниям и
любят трудиться. И я постоянно стараюсь
направлять их кипучую энергию, необузданные
желания в нужное русло, привить интерес к
занятиям физкультурой и спортом, создать условия
для обучения с азов какому-либо виду спорта.
На моих уроках происходит укрепление здоровья,
развитие потребности в самостоятельных занятиях
избранным видам спорта, развитие двигательных
качеств. Развитие силы, ловкости, быстроты,
выносливости, гибкости постоянно находится на
первом месте. Ведь развитие, совершенствование
умений и навыков происходит гораздо быстрее и
без особых проблем, если школьники хорошо
физически подготовлены. Главное внимание
необходимо уделять именно физическому развитию
ребёнка, и обучение должно идти вслед за
развитием. И когда развитие двигательных качеств
достигает оптимального уровня, освоение
двигательных действий намного облегчается. Это
является постоянной ведущей задачей. Ребята
должны осознать необходимость занятий
физическими упражнениями. От уроков физкультуры
к тренировочному процессу, а от него к
самостоятельным занятиям – так можно
охарактеризовать педагогический процесс
школьной физической культуры.
И вот тут мои уроки –
Радость телу и душе -
Повышают жизни токи,
Крепят мускулы в тебе.
И скажу я по секрету
(А хотя какой секрет?),
Готов крикнуть всему свету,
Что важней уроков нет!
Имея хорошую физическую подготовленность,
многие учащиеся испытывают необходимость
совершенствоваться в любимом виде спорта,
посещая секции в школе или в ДЮСШ (выставка).
Здоровье и нравственная, физическая культура –
вещи неразделимые. Усталость спортсмена,
мышечная боль после занятий не всегда вызывают
только положительные эмоции. И усталость, и боль
нужно преодолеть, а значит, пересилить себя,
заставить, проявить волевые качества, силу духа,
терпение и выдержку. Это однозначно, и другого не
дано.
И поэтому следующая ступень – нравственное
совершенство. Стойкость, сила духа, умение
преодолевать усталость, с достоинством
принимать как победу, так и поражение, стремление
к этой победе являются важнейшими составляющими
нравственного совершенствования. Но его
становление происходит медленно, поэтапно.
В Центре образования с 2003 года работает
программа "Здоровье", основными целями
которой являются:
- обеспечение условий для сохранения и
укрепления здоровья всех участников
учебно-воспитательного процесса;
- развитие у школьников навыков здорового образа
жизни;
- содействие утверждению в жизнь школьников идей
добра и красоты, физического и духовного
совершенствования.
Одной из задач программы "Здоровье"
является – содействие физическому развитию
учащихся через организацию здорового досуга.
В Центре образования работают 6 секций по
различным видам спорта, приоритетными являются
футбол, баскетбол, волейбол, группы ОФП,
настольного тенниса, функционирует тренажерный
зал. В течение учебного года проводятся
соревнования как внутришкольные, так и районные
(в последние 2 года наши лучшие спортсмены
принимают участие в Окружных Спартакиадах
школьников в г. Анадырь). В 2003 году наши ребята
успешно выступили в Спартакиаде, завоевав два
вторых места, в соревнованиях по баскетболу.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия:
- гимнастика до занятий;
- час здоровья:
- ежедневные физкультминутки, физкультурная
пауза;
- проведение подвижных перемен;
- проведение "Дней здоровья" (выставка).
А еще от меня зависит, чтобы ребята не были
подвержены вредным привычкам. Негативные
явления в молодежной среде: рост преступности,
беспризорности, безнадзорности, употребление
психотропных препаратов, снижение общей
культуры – эти проблемы современной молодежи я
решаю с помощью физкультуры и спорта. И если
мальчишка стал заниматься, тренироваться,
заботиться о своем здоровье, ушел от бесцельного
"блуждания" по улицам и подъездам, то можно
сказать - так держать, учитель…
Мои ученики учатся, растут, развиваются, и
наступает такой момент ( радостный и грустный
одновременно), когда ученики выходят во взрослую
жизнь. Последний урок в выпускном классе я
посвящаю теме здоровья, физкультуры в будущем
моих выпускников. Мы много говорим. Вспоминаем,
какими неуклюжими, слабыми они были и какими
стали. Вспоминаем и забавные случаи из нашей
спортивной жизни. Своим выпускникам я даю
последнее "домашнее задание" – заботиться о
своем здоровье, продолжать занятия физкультурой
и спортом, укреплять силу духа. Общий лейтмотив
нашей беседы можно выразить так: "Кто
остановился в своем физическом и нравственном
развитии, тот безнадежно отстал ".
Быть здоровым – это важно
Для тебя и для страны.
Коль здоровым будет каждый,
Будем вместе мы сильны.
Если было б в моей воле,
Я урок бы важный свой
С первых дней учебных в школе
В каждый день поставил твой.
И тогда-то в аттестате
Можно будет написать,
Что здоров, красив и статен
И по спорту с плюсом пят
Успехи и неудачи своей деятельности я в большей
мере связываю с тем, насколько мне удаётся
организовать учебную деятельность моих ребят,
характеризующуюся такими признаками, как
активность, самостоятельность, сознательность
выбора нравственного и физического
совершенства.
Чтобы быть учителем-мастером одних природных
задатков недостаточно. Любовь к детям не заменит
профессионального мастерства. Учитель
физкультуры таит в себе огромную кладовую
широких знаний и умений, потому что, избрав эту
профессию, в ответе за здоровье детей, их
физическое, психическое, нравственное и
социальное развитие. Учитель должен быть, прежде
всего, личностью, служить примером для своих
учеников. Только духовно богатая личность может
воздействовать на душу воспитанника, обращаться
к его сердцу, чувствам, воле, пробуждать
готовность к стремлениям и действиям,
образовывать характер.
И если человек выбрал учительскую профессию,
как говорится, навсегда, он должен при помощи
самоанализа своих достоинств и недостатков,
стереотипов поведения вести поиск гармоничного
сосуществования с самим собой и с окружающими.
Человек может совершенствоваться всю свою
жизнь, и, как говорил великий русский писатель
Л.Н.Толстой, самообразование и
самосовершенствование человека заканчивается
только с его смертью. Нет предела и границ в
движении вперед, как не может быть остановок и в
самой жизни. |