Творчество – это способность
удивляться и познавать, умение находить решение
в нестандартных ситуациях, нацеленность на
открытие нового и склонность к глубокому
осознанию своего опыта.
Э. Фромм
В условиях модернизации российской системы
образования, в условиях демократизации и
гуманизации учебно-воспитательного процесса в
образовательных учреждениях на современном
этапе все более отчётливо прослеживается
тенденция формирования творческой личности в
связи с принципиально новыми функциями
художественного образования и эстетического
воспитания, в системе современного образования
и, прежде всего, с переориентацией целевых
установок. Цель образования в современном мире
совпадает с целью жизни человека. Это
самореализация, создание условий реализации
возможностей ребёнка в этом мире.
Этим целям созвучна природа творческого
развития личности ребенка.
Среди многообразия современных типов школ:
гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением
естественно-математического и гуманитарного
циклов выделяются учреждения, специализация
которых направлена на развитие творческих
способностей детей. Речь идёт о
специализированных школах с углубленным
изучением изобразительного искусства и
учреждениях дополнительного образования детей.
В зарубежной и отечественной педагогической
психологии хорошо известны и успешно
используются компенсирующие возможности
занятий изобразительным искусством.
Изобразительная деятельность способствует
развитию всех видов мышления и воображения. В
США, например, занятия изобразительным
искусством используются как эффективное
средство, компенсирующее недостаток творческого
мышления в других сферах образования.
Поставленная учреждениями с углубленным
изучением изобразительного искусства цель
развития творческих способностей личности
останется только декларацией, если нет надёжного
способа контроля, диагностики и развития этих
способностей.
Между тем ,подходы к решению проблемы выявления
и развития творческих способностей и в
отечественной, и в зарубежной педагогической
психологии весьма разнообразны. За рубежом для
характеристики творческих способностей
личности чаще всего используется понятие
«креативность». Более того, это понятие
соотносится с творческим мышлением, так как
критерии творческого мышления и креативности
личности весьма сходны. Что такое креативность?
Аналога в русском языке этому слову, пожалуй, нет,
в буквальном переводе креативность означает
«творческость». Это способность порождать
необычные идеи, отличаться мышлением от
привычных схем, разрешать проблемные ситуации
необычными способами. Креативность может
проявляться в самых разных областях – не только
в области искусства. А самое главное – помогать
при решении жизненных проблем.
Креативный человек – это тот, кто обладает
особым видом мышления – дивергентным.
Дивергентное (творческое) мышление –
противоположность конвергентного
(традиционного, нетворческого) мышления.
Конвергентное мышление подразумевает
нахождение единственно правильного решения
задачи или проблемы – путём интеллектуальной
работы с имеющейся информацией. Но такое решение
является правильным в общепринятом понимании
этого слова, то есть достаточно традиционным и
шаблонным. В дивергентном же мышлении
оригинальные и необычные идеи возникают в
результате выдвижения многих вариантов решения
проблемы. При этом разум не скован стереотипами.
Он более свободен в решении проблем, постоянно
рождает новые идеи, отыскивает неожиданные
повороты и ходы, использует привычные вещи
непривычными способами, видит то, что не замечают
другие. В отечественной педагогике творчество и
творческие способности рассматриваются более
глубоко и широко. Только творческое мышление не
отражает всех аспектов творческой
направленности личности. В творчестве не менее
важны и восприятие, и воображение, и тем более –
фантазия. Одним из первых суть творческого
мышления попытался раскрыть Дж. Гилфорд, выделив
как его важнейшие составляющие оригинальность,
новизну и гибкость высказываемых идей. Другие
попытки определить творческое мышление были,
скорее всего, различными вариантами теории Дж.
Гилфорда и по содержанию и по содержанию очень
близки к ней. В оценке творческих способностей в
отечественной педагогической психологии
относительно устойчивы у разных авторов
критерии быстроты, легкости, гибкости и
оригинальности выполнения предлагаемых заданий:
– быстрота и легкость проявляются в скорости
выполнения задания и определяются путем
подсчета количества ответов, идей или решений
задачи за отведенный промежуток времени;
– гибкость – количество переключений с одного
класса объектов на другие;
– оригинальность оценивается по частоте данного
ответа в однородной группе.
Достаточно широкое применение для диагностики
творческих способностей воспитанников получил
тест Э. Торенса. Тест разбит на три группы или, как
говорится в этой методике, батареи:
– вербальную;
– изобразительную;
– звуковую.
Для диагностики творческих способностей к
изобразительной деятельности легко
адаптируется вторая – изобразительная батарея
этого теста. Оценка результатов проводится по
следующим критериям:
- Скорость и беглость – количество ответов.
- Гибкость – степень разнообразия ответов.
- Оригинальность – редкость идей.
- Тщательность разработки идеи – детализация
ответов.
Все тестовые методики не являются абсолютным
показателем развития личности. Они только
констатируют достигнутый уровень в очень узком
диапазоне исследований способностей человека.
Наибольшие затруднения в применении тестовых
методик вызывает их некоторая всеобщность:
творчество воспитанников оценивается вообще, а
не применительно к особенностям творческих
способностей в изобразительной или иной
художественной деятельности. Другая трудность
заключается в неоднозначности интерпретации
полученных результатов, что, безусловно, снижает
уровень объективности исследований.
При всём своём несовершенстве тестовые методики
успешно используются как учёными, так и
педагогами – практиками. Предлагаемая мной
серия тестов на выявление способностей к
изобразительной деятельности апробирована в
группах детей младшего и среднего возраста
студии «Художественное творчество»
муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр» г. Шарыпово. Не
претендуя на универсальность предлагаемых
методик, я хотела бы поделиться опытом
диагностики творческих способностей детей в
изобразительной деятельности.
Предлагаемые тесты можно разделить на две
большие группы: изобразительные и вербальные.
Учитывая специфику возраста, я попыталась
предать тестам-заданиям по возможности игровую
форму. Изобразительная группа тестов начинается
с серии заданий «Чудесная линия». Время
исполнения заданий – 10 минут:
1. Тест-игра «Закорючка». Тестирование
проводится индивидуально. Ребёнку
последовательно предлагается десять
рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую
закорючку дорисовывать так, чтобы получился
конкретный узнаваемый образ. Результаты теста
отражают творческие возможности воображения и
образной памяти ребёнка. Задание оценивается в
баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл,
если вариантов нет – 0 баллов.
2. Тест-задание «Что попало в сеть?».
Тестируется группа детей. Воспитанникам
предлагается закрыть глаза и на листе бумаги
начертить, не отрывая руки от листа, линию,
проводя её в любых направлениях и придавая ей
любой графический характер. Дети открывают глаза
и должны найти в получившейся сети свой улов:
предметы, человека, растения, животных и т.д.
Найденный образ заштриховывается. Оценивается
оригинальность и разнообразие образов. Простые,
примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х
баллов. Изображения более сложных образов
оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные
изображения, оригинальные ракурсы, изображения
пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный
тест-задание можно проводить под музыку. Рука
ребёнка реагирует на восприятие музыки и
вычерчивает линию, опираясь на слуховые
ощущения.
Возможна стандартизация этого теста. Как вариант
предлагается «сеточка», заданная педагогом, что
позволяет более объективно относиться к
полученным результатам.
3. Тест-игра «Геометрический человек».
Педагог предлагает нарисовать человека, который
живёт в стране «Геометрии». Для его изображения
можно использовать точку, прямые линии и
геометрические фигуры: круг, прямоугольник,
треугольник. Вариантом этого теста могут быть
«геометрические» животные и птицы. Как и в
предыдущем задании, баллы в зависимости от
сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в
этой серии тесты-задания достаточно полно
отражают способности восприятия линейного
контура, способности «достраивания»,
«продолжения» линейного образа.
Количественная и качественная оценка итогов
тестирования может быть иной, возможно, более
сложной или критериально более многоплановой.
Следующую серию заданий я объединила названием
«Волшебная клякса». Тесты этой серии восходят к
классическим чернильным пятнам Роршаха. Они
рассчитаны на выявление уровня развития
воображения.
1. Тест-задание «Дорисуй». Ребёнок
должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации
нескольких клякс определённый образ и
дорисовать его, сделав более выразительным,
узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если
детям одной возрастной группы предъявляются
одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый
вариант этого теста, так и цветной. Оценка
результата этого теста аналогична первому тесту
в серии «Чудесная линия».
2. Тест «Игра в прятки». В предлагаемом
воспитанникам чёрном или цветном пятне они
должны увидеть «спрятанный там конкретно
заданный образ». Пятно можно поворачивать. При
дорисовке используется минимум средств.
Оценивается оригинальность и выразительность
решения.
Следующая группа заданий – «Отпечатки»
является наиболее показательной при Бесконечное
разнообразие цвета и фактуры отпечатка
стимулирует продуцирование самых разнообразных
образов. По сложности обработки и интерпретации
результаты этого задания выходят на первое
место. Субъективность качественной оценки
полученных результатов – наибольшая.
1. Тест-задание «Отыщи картинку».
Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток
(два, три или более цветовых тона), образованный
как сближенными, так и контрастными сочетаниями
цветов. Целью задания является поиск наибольшего
количества изобразительных образов. Чем сложней
увиденный образ, тем большим количеством баллов
он оценивается. Это задание позволяет
использовать все три критерия творческого
мышления: легкость и беглость, гибкость,
оригинальность.
2. Тест-игра «Маэстро». Задание
является вариантом предыдущего теста. Детям
предлагается поиграть в великих художников –
стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки
являются «картинами» их учеников. Несколькими
выразительными штрихами маэстро должен
преобразить картину ученика так, чтобы возник
оригинальный и выразительный образ. Задание
является завершающим в серии и наиболее
показательным с точки зрения художественной
направленности мышления ребёнка. Интерпретация
результатов может быть аналогичной предыдущим
тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная
оценка (экспертами выступают воспитанники
студии или педагоги), ранжирование и т.д.
Каждый педагог может найти удобную для себя
систему обработки тестов, являющейся достаточно
убедительной и наглядной для других, ведь всё,
чем занимается ребёнок в детстве, он делает
творчески: двигается ли, общается, играет,
исследует мир… Но не всегда сам процесс
творчества и его результаты заметны окружающим.
Поэтому детские рисунки – уникальный способ
понять, как ребёнок видит мир. А главное – они
помогут сохранить материальные свидетельства
того, как развивались его навыки и творческие
устремления. |