Все, что нас окружает, поражает разнообразием форм:
величественные очертания гор, громады многоэтажных зданий, обтекаемые
формы самолетов и автомобилей, изящные очертания цветов, бабочек, птиц,
пластика человеческого тела и др.
Форма – это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.
8. Многообразие форм
9. Облако
10. Пятно краски (а), случайные линии (б), композиция из геометрических фигур (в)
11. Рисунки учащихся
Все зрительно воспринимаемые признаки формы важны:
геометрический вид (конфигурация), величина, положение в пространстве,
масса, фактура, текстура, цвет, светотень.
Вы, наверное, замечали, что форма деревьев различна в
спокойный день и ветреную погоду. Также может изменяться на ваших
глазах форма облаков, превращаясь в рыцаря, птицу, дракона или принимая
очертания сказочного замка.
Во всем окружающем мире мы стремимся искать и
устанавливать сходство форм. Облако, пятно краски, случайные линии или
геометрические фигуры, произвольно собранные вместе,- все это сразу же
напоминает какой-нибудь образ, порождаемый нашим воображением на основе
запечатленных в памяти предметов. Любая форма может вызвать ассоциации с
другими сходными формами, с которыми наше сознание будет устанавливать
определенные соотношения и связи.
Вот какие рисунки могут получиться, если кое-что дорисовать в случайных пятнах.
12-13. Рисунки учащихся
В природе и быту можно найти много подобий формы.
Похожи друг на друга носик слоненка и носик чайника, пышное оперение
павлина и форма морской раковины, склонившаяся от ветра ветка и хвост
петуха (ил. 14-15). Можно придумать много таких примеров.
Благодаря удивительной способности человеческого
восприятия мы можем остановить мгновение, запечатлев в рисунке
изменчивые формы предметов. Почему это возможно? Оказывается, что в
течение нашей жизни мы накапливаем представления о разнообразных формах,
и порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна или неясного
силуэта, чтобы узнать в них знакомые предметы (ил. 10-13).
14. Подобие форм
15. Подобие форм
16. Подобие силуэтов
Чем ближе к нам объект, тем лучше и четче мы
различаем его форму. Сначала мы видим только точку, затем общие
очертания и наконец детали. Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы
можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками
человека формы лежат элементарные геометрические формы или тела.
На примере орнамента хорошо видно, что формы
растений, животных и даже человека можно превратить в геометрические
элементы. Это происходит потому, что мы склонны отыскивать порядок и
простоту в окружающем нас разнообразии. Посмотрите, каким необычным
способом передал форму лица художник Дж. Арчимбольдо в картине «Вертумн»
(ил. 18). У этого художника много таких портретов, состоящих из
фруктов, овощей и других предметов.
17. Образцы геометрического орнамента – люди, животные, растения
18. ДЖ. АРЧИМБОЛЬДО. Вертумн
Выразительность формы становится главной при ее первичном восприятии.
Лицо человека воспринимается и запоминается лучше,
когда оно находится в определенном эмоциональном состоянии, чем когда
оно имеет правильные формы и совершенно спокойно.
Если выразительность составляет основное содержание
восприятия в повседневной жизни, то еще в большей мере это характерно
для видения мира художником. Для него выразительные, то есть
экспрессивные, свойства являются средством общения. Они привлекают его
внимание и определяют формы моделей, которые он создает. Поэтому,
обучаясь изобразительному искусству, смотрите на выразительность как на
ведущий критерий прикосновения карандаша и кисти к бумаге. |