Предметы простой формы в своей основе имеют одну
геометрическую фигуру, а предметы сложной формы – несколько
геометрических фигур.
Более сложные объекты обычно называют
комбинированными, имея в виду, что данный объект в своей основе
представляет сумму геометрических тел. К таким объектам можно отнести,
например, машину любого вида, животных и множество других объектов
действительности.
Не случайно художники, подчеркивая геометрическую
форму объектов, так и говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму,
этот – цилиндрическую, а тот – шарообразную и т. п.».
Геометрическая основа строения объектов окружающего
мира вовсе не означает, что при рисовании надо изображать геометрические
формы. Проблема заключается в следующем: за внешними очертаниями
предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем в рисунке построить
форму предмета в виде упрощенных геометрических тел, фигур или
плоскостей, усложняя ее до полного реалистического изображения.
Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры,
полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если
мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно
представить, что горло – это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из
шара и двух усеченных конусов (ил. 39).
39. Анализ строения формы кувшина
Давайте сделаем анализ формы предметов, входящих в несложный натюрморт (ил. 40).
Стрелками показаны основные направления
формообразования. Зеленые стрелки показывают, в каких направлениях
внешние силы «заставляют» искривляться поверхность, а красные –
представляют силы внутри самого предмета, которые словно раздвигают
форму.
Чтобы наиболее точно передавать в рисунке объем предметов, следует мысленно проводить такой анализ.
Сложным объектом для изображения является лошадь.
Вообразить особенности ее строения можно с помощью геометризации и
обобщения формы. Сравните геометрическую конструкцию формы лошади и ее
реалистическое изображение.
40. Натюрморт
«Обрубовка» формы помогает лучше представить объемно-
пространственное изображение, перспективное сокращение поверхностей.
Голова лошади представляет усеченную пирамиду, тело – цилиндр.
41 а. Геометрическое обобщение формы лошади (А. Лаптев) б. Реалистическое изображение лошади
42. Последовательность движения бегущей лошади (по А. Лаптеву)
Рисунки выдающегося японского художника К. Хокусая
представляют значительное явление в мировой графике. Многие из них
являются образцами для учебников. Композиции и рисунки Хокусая построены
на основе пластического анализа и конструктивного разбора формы. Он
показывает, что в основе всех живых форм лежат геометрические фигуры.
Однако анализ не заслоняет ощущения натуры, поэтического восприятия
природы. Наглядность метода мастера видна из сопоставления схематических
рисунков и завершенных работ.
43. К. ХОКУСАЙ. Животные. Из альбома «Ускоренное руководство по рисованию». 1812-1814 гг.
Кроме конструкции и общей формы предметов, мы видим и передаем в рисунке контур (абрис), то есть внешнее очертание.
44. Превращения яблока
Интересно отметить, что можно образовать новую форму
не только за счет прибавления объема, как в лепке, но и отнимая объем,
как в скульптуре. При этом внешние очертания предмета могут измениться
до неузнаваемости. Посмотрите, какие метаморфозы произошли с яблоком
(ил. 44). Как изменилась его круглая форма!
Обратите внимание, что контур предметов в рисунке должен соответствовать их строению и общей форме.
Сложным объектом, с точки зрения формообразования,
является человек. Можно представить, что голова – это шар, шея –
цилиндр, грудная клетка – бочонок, руки и ноги – тоже цилиндрической
формы и т. п.
На примере обобщенно-геометризированной гипсовой
головы «обрубовки» (ил. 46) видно, что голова в целом построена по
принципу геометрических объемов и ее изображение состоит из комбинации
усложненных геометрических тел. В такой геометризированно-обобщенной
форме очень четко и наглядно расшифровывается объемное построение головы
и ее деталей.
В дальнейшем, рисуя живую голову, необходимо не
потерять ощущение тех больших плоскостей, которые так хорошо
просматриваются в «обрубовке».
45. РУБЕНС. Схематический рисунок головы человека
Геометрические схемы помогают и в рисовании человека. Этот забавный рисунок показывает превращение лица в орнамент.
46. А. ДЮРЕР. Аналитический рисунок построения головы человека
47. Скелет человека
Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры (ил. 47).
Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела
и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас
даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только
представить.
С помощью таких человечков (ил. 48) легко передать
любое движение. Сначала рисуем как бы проволочный скелет, а затем
превращаем его в человека, наращивая объем.
48. Проволочные человечки
49. Хоккеисты
50. Веселые человечки Такие веселые человечки, нарисованные с помощью овалов, тоже помогают передать разнообразные движения. |