Четверг, 28.03.2024, 10:59                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА [1]
ИСТОРИЯ РОССИИ [48]
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ [16]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [44]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ИСТОРИЯ » ИСТОРИЯ РОССИИ

Урок истории для учащихся 6 класса «Куликовская битва»
04.02.2013, 19:11
Цель урока: Познакомить учащихся с событием, которое вошло в историю, как победоносное сражение на поле Куликовом.

 

Задачи

Образовательные:

- Продолжить изучение учащимися истории Руси XIV в., систематизировать полученные знания.

- Учить школьников применять теоретические знания для анализа конкретных фактов, выделять главное в изучаемом материале.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать умения и  навыки  решать ситуативные задачи.

- Вырабатывать стойкое умение аргументировать свою позицию, владеть логическими приемами рассуждения и доказательств на историческом материале.

- Формировать познавательный интерес школьников.

- Активизировать словарный запас учеников.

Воспитательные:

- Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавшим блестящую победу.

 

Оборудование: доска, ПК, презентация «Битва на Куликовом поле»», карта «Куликовская битва», портреты Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, иллюстрация художника А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле», дидактическая игра «Куликово поле», раздаточный материал.

 

Основные знания: 8 сентября 1380 года - Куликовская битва, Мамаево побоище.

 

Основные термины и понятия: верста, полк, сеча, стяг, тыл

Использованные технологии: здоровьесберегающая, технология игрового обучения, технологи уровневой дифференциации

 

Ход урока.

1. Организационный  момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение нового материала. Словарная работа.

4. Закрепление пройденного материала: дидактическая игра «Куликовская битва».

5. Домашнее задание.

6. Оценка.

 

Битва на Куликовом поле.

Организационный  момент.

Повторение пройденного материала.

 

Задание по карточкам

Соотнесите события и даты:

Ледовое побоище                                                               1240 г.

Начало княжения А. Невского                                         1242 г.

во Владимире

Восстание в русских городах

против татар                                                                        1263 г.

Невская битва                                                                      1252 г.

Смерть А.Невского                                                             1262 г.

 

Кроссворд на тему «Древняя Русь».

 

Актуализация знаний. Вводное слово учителя.

Предгрозовая обстановка  в 1380г. ощущалась на Руси: поступили известия, что Мамай готовит большой поход. Своим подданным ордынский правитель советовал не заботиться о продовольствии, обещая им «хлебы русские».

Д.Донской не устрашился надвигающейся смертельной опасности. Он энергично взялся за подготовку к отпору врагам. Помчались в подвластные русские княжества гонцы с повелением великого князя собирать войско. Было ясно, что одних княжеских дружин явно недостаточно для  предстоящей борьбы. Нужно поднимать народ. И страна откликнулась на призыв. Русские люди осознали, что настала пора померяться силами с вековыми притеснителями родной земли.

 

Задача.

Вспомните, что такое век? Век - это отрезок времени  в сто лет.

В каком году началось татаро-монгольское иго?  1237-1240 гг.

А Д.Донской готовит отражение, в каком году? 1380 г.

Как же узнать, сколько лет Русь находилась под игом? 1380-1240=140 лет. 140 лет Русь находилась под  игом монголо-татар.

 

Объявление новой темы.

Летом 1380 года в Москву пришли ратники из Белоозера, Владимира, Коломны, Костромы, Мурома, Переяславля-Залесского, Ростова Великого, Серпухова, Суздаля, Тарусы, Углича, Ярославля и других мест. Но не было в том походе полков из Новгорода Великого, Нижнего Новгорода, Твери. Во главе рати  стоял Д.Донской.

 

Рассказ о Дмитрии Донском (учащиеся).

 

Дмитрий Донской (1350 – 1389), великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II. При нем в 1367 году построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на реке Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без разрешения Золотой Орды. Д.Донской  причислен к лику святых Русской православной церковью.

 

Изучение нового материала.

8 сентября 1380 года русская рать заняла позиции на Куликовом поле, над которым клубился ночной туман. Лучи солнца разогнали мглу, и противники увидели друг друга. Темно-серой массой надвигалось огромное воинство Мамая. Но предусмотрительный Дмитрий так расположил полки,  что татарской конницы не осталось места для обхода русских. С одной стороны - крутой берег реки Непрядва, с другой – лес. В этом лесу расположился русский засадный полк. Мамай мог атаковать Донского только в лоб.

 

Согласно преданию, сражение началось поединком богатырей: от русских выехал Александр Пересвет, от татар - Челубей гигантский воин. С копьями наперевес бойцы бросились друг на друга, и оба пали замертво. Бой разгорелся по всему фронту. В жестокой сече полегли передовые русские части. Их место заняли основные силы - Большой полк левой и правой руки.

Яростный натиск противника встречал стойкий отпор воинов Дмитрия. Сам великий князь находился в гуще сечи (сеча - это битва, сражение). Татары стремились подрубить великокняжеский стяг (стяг - это флаг), но он  вновь и вновь взмывал над русским войском. В страшной тесноте бились воины той и другой стороны. Куликово поле гремело оружием, звучали боевые крики и стоны раненых, ржали кони.

Мамай гнал в бой новые силы. Наконец врагу удалось потеснить полк левой руки. Отбиваясь, он стал медленно отходить к реке Непрядва. Мамай предвкушал победу.

Но в самый критический момент боя из лес на тылы (тыл - это задняя сторона чего-либо, территория позади фронта) противника обрушился засадный полк. Русские перешли в наступление, и поражение Мамая стало полным. Одним из первых он бросился в бегство. Русские много верст (старая русская мера длины (путевая)=1,0668 км.) преследовали  противника. Мамай пытался укрыться в Крыму, но там его убили местные жители.

Неделю русские воины «стояли на костях», т.е. хоронили погибших товарищей. Потери были велики с обеих сторон (Примерно по 100 000 человек с каждой стороны участвовало в этой битве).

Так победоносно для русских закончилась Куликовская битва, и эта победа положила начало свержения татаро-монгольского ига на Руси.

Словарная работа:

Сеча - это битва, сражение.

Стяг - это флаг.

Тыл - это задняя сторона чего-либо, территория позади фронта.

Верста (старая русская мера длины (путевая)= 1,0668 км.

 

Динамическая пауза: упражнения для глаз

 

3. Первичное закрепление нового материала.

Дидактическая игра «Куликовская битва».

По окончании игры учащиеся должны ответить на вопрос игры: Что явилось решающим моментом для обеспечения победы русских войск? Мы подошли к подведению итогов – в чем же историческое значение Куликовской битвы?

Перед вами раздаточный материал, где вы должны найти правильные на ваш взгляд ответы на данный вопрос.

 

Динамическая пауза

 

Историческое значение Куликовской битвы:

1. Первое крупное поражение Золотой Орды от русских.

2. Первое крупное поражение русских от Золотой Орды.

3. Москва стала новым политическим центром русского государства.

4. Тверь стала новым политическим центром русского государства.

5. Начало возрождения Руси.

6. Начало порабощения Руси

 

Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся

Домашнее задание: устный рассказ «Куликовская битва», выучить историческое значение битвы.

 

Описание дидактическая игра « Куликовская битва».

Цель:

Обеспечить первичное осмысление учащимися нового материала «Куликовская битва»

Задачи:

Показать учащимся значимость данного  исторического события для Руси.

Вырабатывать умения применять полученные знания, приобретать опыт творческой деятельности.

Развивать навык  самостоятельной работы, умение оценивать события прошлого, делать выводы.

Повторить и обобщить главное в теме.

Активизировать словарный запас учащихся.

На примерах героических побед прошлых лет воспитывать чувство  патриотизма.

 

Оборудование: раздаточный материал - для каждого ученика готовиться карта-схема «Куликовская битва» и перемещающиеся модели участников битвы (конница Мамая, Засадный полк русских, Сторожевой полк русских, богатыри Пересвет и Челубей), план сражения, историческое значение  Куликовской битвы.

 

Ход игры.

Участвуют все ученики класса. Из состава класса выбирают ведущего, он по пунктам зачитывает план сражения.

 

 План сражения.

1. Сторожевой полк русских встретился с конницей Мамая у р. Непрядва.

2. Засадный полк Д.Донского расположился в лесу.

3. Поединок богатырей.

4. Гибель Сторожевого полка и выступление Большого полка и полков правой и левой руки.

5. Натиск конницы Мамая и медленный отход русских полков к реке Непрядва.

6. Атака Засадного полка русских.

7. Бегство монголо-татар.

Оставшиеся ученики по плану переставляют модели по карте и в конце сражения, глядя на «свое поле битвы» должны сформулировать ответ на вопрос: Что явилось решающим моментом для обеспечения победы русских войск?

Первый, кто дает полный, правильный ответ является победителем и награждается знаком «Великий Князь».

 

Прогнозируемый результат:

Решающим моментом явилось  расположение русских войск на начало битвы (за спиной у них протекала река Непрядва, что затрудняло их отступление), и введение в разгар боя Засадного полка. Этот внезапный для врагов удар и решил исход битвы.

Вывод:

Данная игра в полном объеме решает все поставленные задачи. Ее преимущества перед  другими формами закрепления нового материала очевидны. Перед учащимися  последовательно  вырисовывается картина важного исторического события далекого прошлого  страны, более того, они являются непосредственными участниками  этого события. Игра помогает ученикам идентифицировать, отождествлять себя с родной страной и ее историей, акцент закрепления переносится на организацию активного участия школьников в поиске ответа на поставленный вопрос  и усвоении нового материала.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: admin | Теги: урок истории, учителю истории, открытый урок истории, поурочные планы уроков истории, педсовет, конспект урока истории, история в школе
Просмотров: 4641 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru