Деятельность учителя на разных этапах урока |
Прогнозируемая деятельность обучающихся |
Прогнозируемый результат |
I. Организационный этап |
Проверяет готовность учащихся к уроку.
– Ребята, произведите осмотр своего рабочего места. Все ли готово у вас к уроку? |
Осматривают свое рабочее место. Проверяют готовность к уроку. |
Готовность учащихся к уроку |
II. Проверка ранее усвоенных знаний |
Создаёт условия для эффективной проверки ранее
усвоенных знаний, посредством проведения фронтального опроса:
презентация к уроку |
Отвечают на вопросы, производят взаимокоррекцию ответов. |
|
– Сформулируйте определение понятия «графический редактор». |
Графический редактор – прикладная программа, предназначенная для создания и обработки графических изображений на компьютере. |
– На какие две категории делятся графические редакторы?
|
Растровые и векторные. |
– Что является основой изображения растрового редактора, а что – векторного?
|
Растровый редактор – пиксель (минимальный участок изображения, для которого независимым образом можно задать цвет);
Векторный редактор – графические примитивы (линия, окружность, прямоугольник и др.) |
– Как изменяется качество изображения в растровом редакторе при его масштабировании? а в векторном?
|
Растровый редактор – качество изображения ухудшается.
Векторный редактор – качество изображения остается неизменным.
|
– Какие растровые редакторы вы знаете?
|
Paint, Adobe Photoshop, GIMP, Macromedia Flash MX, …
|
– Какие векторные редакторы вы знаете?
|
Corel Draw, КОМПАС |
III. Актуализация знаний учащихся |
– Что нового мы узнали на прошлом уроке? После ответа учащимися на вопрос
Показать изображение на доске (трактор)
|
Отвечают на вопросы учителя |
Мы работали с системой компьютерного черчения КОМПАС.
Научились чертить основные графические примитивы с использованием
различных способов ввода координат: автоматического ввода, ручного
ввода и геометрического калькулятора.
Научились подписывать начерченные примитивы (длину отрезка, размер угла). |
– Мы умеем чертить геометрические фигуры (отрезок, угол, треугольник, окружность) |
|
|
– На интерактивной доске показаны рисунки. Какие геометрические фигуры мы должны уметь строить? |
|
Отрезки, треугольники, окружности. |
На интерактивной доске показаны рисунки (с равными фигурами.) |
|
|
– Сравните фигуры на рисунках? |
|
Два отрезка одинаковой длины, два равных угла, два равных треугольника. |
– А как построить в программе равные фигуры? |
Затруднение ответа |
|
– Как построить в геометрии равные фигуры? |
|
С помощью циркуля и линейки. |
– Можем ли мы заменить циркуль и линейку инструментами системы компьютерного черчения КОМПАС? |
|
Можем. |
Учитель увеличивает панель инструментов с помощью функции интерактивной доски Лупа. |
|
Окружность, прямая, отрезок. |
– Итак, чем мы сегодня будем с вами заниматься? |
|
Построением равных геометрических фигур |
– Попробуйте сформулировать тему урока |
Формулирование учащимися темы урока |
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС |
– Определите цель урока? |
Формулирование учащимися цели урока |
С помощью системы компьютерного черчения научиться выполнять построения геометрических фигур |
|
Записывают дату и тему урока в тетрадь. |
|
VI. Усвоение новых знаний |
Приступим к выполнению построений.
– предлагаю вам решить первую задачу.
Построить серединный перпендикуляр к заданному отрезку. |
Открывают систему компьютерного черчения КОМПАС. |
Записывают задание в тетрадь |
– Давайте вспомним, как вы это делали на уроках геометрии?
Учитель:
– создает условия для формулирования ответов учащихся посредством наводящих вопросов; |
В ходе беседы активно участвуют в решении поставленной задачи. |
|
– фиксирует на доске перечисленные шаги алгоритма построения равных отрезков;
– создает условия для фиксирования результатов в тетради; |
|
Учащиеся вспоминают алгоритм построения серединного перпендикуляра:
Пусть АВ – данный отрезок;
Опишем окружности с центрами в точках А и В и радиусом, большим половины АВ;
Обозначим точки их пересечения, лежащие по разные стороны от прямой АВ, через С и D;
Точки C и D одинаково удалены от концов отрезка АВ.
Следовательно, они принадлежат серединному перпендикуляру и, значит,
прямая СD и будет искомым серединным перпендикуляром. |
– Выполняем построение
Одним учащимся на интерактивной доске выполняется построение в
системе компьютерного черчения КОМПАС. Данная работа автоматически
записывается и сохраняется в видео-файл.
Учитель:
– демонстрирует учащимся видео-файл с готовым построением;
– создает условия для формирования технологических умений. |
Построение чертежа с помощью системы компьютерного построения каждым учащимся на своем рабочем месте.
Просматривая видео-файл, учащиеся анализируют, созданное ими
изображение, находят ошибки, и если таковые имеются, исправляют их. |
Построение серединного перпендикуляра к заданному отрезку в системе компьютерного черчения КОМПАС. |
– Попробуем решить следующую задачу:
Учитель:
– раздает каждому ученику алгоритм построения чертежа в системе компьютерного построения КОМПАС.
– Перед вами алгоритм построения чертежа, определите, пожалуйста,
какую содержательную задачу он решает? (решаем обратную задачу) |
Выполняют построения в системе компьютерного черчения КОМПАС.
Формулируют геометрическую задачу. |
Строят задачу через алгоритм в системе компьютерного черчения КОМПАС по приведённому алгоритму.
Выполнили построение в системе компьютерного черчения КОМПАС и сформулировали геометрическую задачу. |
– Рассмотрим следующие задания в индивидуальном порядке.
В предложенной вам карточке есть задания различного уровня сложности.
Задание 1 – пошаговое выполнение алгоритма построения (в задании
указан как алгоритм геометрического решения задачи, так и алгоритм
построений в системе компьютерного черчения КОМПАС);
Задание 2 – самостоятельное выполнение построения (в задании
указан алгоритм геометрического решения задачи, учащийся должен
самостоятельно произвести построения в системе компьютерного черчения
КОМПАС);
Задание 3-7 – самостоятельное выполнение задания (учащийся
самостоятельно решает задачу и выполняет построения в системе
компьютерного черчения КОМПАС, каждое последующее задание имеет чуть
более высокий уровень сложности).
Ваша задача выбрать и выполнить те построения, которые понятны вам
после рассмотрения задач предыдущего этапа, сохранив файл с каждой
решенной задачей по указанному пути.
Учитель:
– раздает каждому ученику лист с текстом заданий;
– создает условия для усвоения учащимися действий для выполнения задания. |
Решают очередную учебную проблему, опираясь на жизненный опыт и изученный материал.
Выполняют индивидуальные задания. |
Усвоение обучающимися знаний о системе компьютерного черчения КОМПАС.
Каждый ученик вырабатывает собственный познавательный маршрут выполнения задания. |
V. Этап закрепления новых знаний |
– Проверим вашу работу.
Учитель создает условия закрепления новых знаний и практических
умений через совместную с учащимися проверку предложенных ранее
заданий. Проверяются задания в режиме усложнения ученического
материала. |
К доске, по желанию выходят учащиеся,
справившиеся с заданием. С помощью локальной сети кабинета, на
плоскость интерактивной доски проецируется вариант решения задания
данного ученика.
Задача ученика на данном этапе доказать правильность решения предложенного задания.
Отвечают на вопросы, возникшие у одноклассников. |
Разбор заданий различных уровней сложности. Выполнение заданий практикума всеми учащимися класса.
Ученики доказывают правильность решения в диалоге учитель – ученик – ученик. |
VI. Рефлексия деятельности |
Учитель создает условия для фиксации учащимися
затруднений и планирования будущей деятельности в работе в КОМПАС и
решении содержательных математических задач, выясняя эмоциональный
настрой обучающихся (задает вопросы, возвращаясь к цели урока). |
|
|
– Что мы сегодня планировали узнать нового? |
Пытаются в ходе обсуждения сделать вывод. |
Как можно выполнить графические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС. |
– Какие проблемы возникли в процессе работы?
(каждый учащийся фиксирует свою проблему на интерактивной доске) |
Называют проблемы, если они возникли. |
Возможные проблемы:
Сложность в составлении алгоритма решения геометрической задачи, создания алгоритма построения чертежа в системе. |
– Почему возникли проблемы? |
Анализируют свою деятельность. |
Возможные варианты ответов:
не интенсивно развито умение выделять главное;
создавать новый алгоритм решения задачи;
слабое знание системы компьютерного черчения КОМПАС и её функций, как следствие не умение упрощения своих действий. |
Закройте глаза, представьте в своих руках воздушный шарик, определите какого он цвета.
Оцените свое состояние в завершении занятия. |
Называют цвет шарика.
Смотрят, какой цвет определяет их эмоциональное состояние. |
|
VII. Домашнее задание |
Запись д.з.
Творческое задание выполняется по желанию учащегося на дополнительную отметку. |
|
Возможные вопросы:
Все ли задания являются обязательными? |