Оформление.
На доске вверху – "Турнир путешественников”.
В центре – стихотворения.
Нет на свете дали,
Нет таких морей,
Где бы не видали
Наших кораблей |
Ты только вглядись, и она оживет,
Старинная карта морская:
И лес зашумит, и река потечет,
В далекий поход увлекая.
Диковинных птиц зазвучат голоса,
Над пальмами Солнце заблещет,
И ветер наполнит опять паруса,
И море седое заплещет. |
На крошечной марке почтовой
Большой умещается мир:
Просторы Сибири суровой
Покрытый снегами Памир,
Старинного города арка,
Летящий стрелой самолет…
Почтовая, пестрая марка
В дорогу, в дорогу зовет! |
На доске сбоку – "Физическая карта мира”. На
обратной стороне доски – таблица.
Конкурсы |
Названия команд |
1. Острова |
|
|
|
|
2. Материки |
|
|
|
|
3. Рассказ Врунгеля |
|
|
|
|
4. Широта, долгота |
|
|
|
|
5. Загадочная карта |
|
|
|
|
6. Филателистов |
|
|
|
|
7. Южный полюс |
|
|
|
|
На стенах (стендах) газеты: "Море спасет нас?!”,
"Карта – язык географии”, "Где клады зарыты” и
др.
- физическая карта мира;
- политическая карта мира;
- звукозапись музыки И. Дунаевского из к/ф "Дети
капитана Гранта”;
- костюмы капитана Врунгеля и старшего помощника
Лома;
- наборы марок;
- портреты Амундсена и Скотта;
- карточки широта и долгота;
- карточки с заданиями конкурсов.
I. Вступление
География особая наука, она создавалась не в
тиши кабинетов. В списке всемирно известных
географов вы найдет пиратов и авантюристов,
бандитов и разведчиков и даже государственных
преступников. Они искали золото, а находили
всемирную славу первооткрывателей, они гнались
за властью и приключениями, а получали имя,
записанное на карте [9]. Но большинство из них
стремились открыть неизвестные земли. Я надеюсь,
что эта романтическая атмосфера приключений
чувствовалась на наших уроках географии, которые
приходили под негласным девизом:
"Географическая наука познала многое, только
не скуку.
Подарив человечеству мир, земли, океаны открыв,
Она могла бы отдыхать и лавры славы пожинать.
Но старые заслуги позабыв, география вновь
исследует мир
И потому без преувеличения, а с большой долей
уважения
Можно утверждать – географию не скучно
изучать!”
Как не будет преувеличением сказать: "прожить
на Земле и не ознакомиться с географией – это все
равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид
или посетить Москву, не взглянув на Кремль” [6].
Мы никогда не забывали с вами, что география –
не только наука, но и искусство. Для
высококачественного описания Земли требуется
огромный художественный талант. Поэтому
замечательными географами можно считать многих
великих писателей. Географию разных стран можно
изучать по романам и повестям А. Дюма, Ж. Верна, М.
Твена, Д. Лондона и мы с вами это делали.
И, заканчивая этот небольшой гимн географии,
хочется отметить, что география – это
устоявшийся, классический жанр науки, искусства,
подобный опере или оперетте.
Возникают новые жанры, но итальянская опера или
венская оперетта по прежнему блистают, как
вершины Альп, разделяющие Италию и Австрию [6].
II. Представление команд
Руководить нашим путешествием, а это будет
кругосветное плавание согласились капитан
Врунгель и старший помощник Лом. (Ребята, которые
играют эти роли готовились заранее, учили слова,
продумывали костюмы).
Врунгель. Прежде чем отправиться в плавание
давайте назовем свои корабли. "Вы думаете, что
название роли не играет? Назовите судно
"Геркулес” или "Богатырь” — перед ними льды
расступятся, а назовите "Корыто” непременно
перевернется где-нибудь при самой тихой погоде”
[5].
Команды выбирают названия кораблей.
III. Конкурсная программа
Врунгель. Старший помощник Лом, готовы к
дальним путешествиям, к приключениям?
Лом. С Вами, Христофор Бонифатьевич, хоть на
край света.
Врунгель. Да не на край света, а вокруг света.
Мы отправляемся в кругосветное путешествие.
Кругосветное путешествие! Слова-то какие! Вы
задумайтесь, молодой человек, прислушайтесь к
музыке этих слов. [5]
(Звучит музыка И. Дунаевского из к/ф "Дети
капитана Гранта”).
Лом. Христофор Бонифатьевич, за что Вы так
любите свою профессию? За романтику, наверное?
Врунгель. Так точно! Должен сказать: хорошо в
море! Недаром, знаете, еще древние греки
говаривали, что море все невзгоды смывает с души
человека. Еще люблю за возможность познакомиться
с новыми землями, странами, портами. И нет для
меня большего удовольствия, чем рассказать в
кругу близких друзей о явлениях прекрасных и
необычных, свидетелями которых я был в дольнем
плавании.
Лом. Вы наверно, весь мир повидали и вам много
есть что рассказать
1 конкурс "Острова” (максимально 5
баллов)
Условие: по описаниям Врунгеля и Лома надо
узнать острова, ответы записать на месте, за
каждый правильный ответ – 1 балл.
Врунгель. Не весь, конечно, но кое-где
побывать привелось. Сейчас буду рассказывать об
островах, а командам надо их узнать!
а) Вот, например,… в восточной части Тихого
океана, под самым экватором, на расстоянии 1000 км
от побережья Южной Америки расположен архипелаг
из 16 вулканических островов. Название их в
переводе с испанского означает "черепашьи”,
из-за огромного количества больших морских
черепах, которые водились на этих островах. Здесь
сохранились представители уникальной фауны,
которые давно уже исчезли в других местах нашей
планеты. Здесь тесно уживаются представители
тропиков и заполярных широт: попугаи и пингвины,
тюлени и морские черепахи. А на темной лаве
прибрежных скал греются под экваториальным
солнцем морские игуаны — доисторические
ящерицы. [7]
Лом. А, я кажется, знаю, что это за черепашьи
острова.
Врунгель. Не торопитесь, Лом, знают ли ребята?
(После паузы).
б) Другой океан, северные широты. Этот остров
представляет собой выход срединно —
океанического хребта на поверхность. Здесь
царство потухших и действующих вулканов. Самый
крупный из них – Гекла находится к востоку от
столицы – Рейкьявика. Из-за своего происхождения
на острове много гейзеров. Горячая вода
многочисленных гейзеров обогревает дома и
теплицы, где круглый год выращивают огурцы,
помидоры и даже апельсины и бананы.
Лом. Христофор Бонифатьевич, вы старый
морской волк, мне с вами не тягаться. Но я тоже
плавал и встречал удивительный остров у берегов
России.
в) По словам одного русского писателя формой он
напоминает стерлядь. Загораживает собой от
океана берег материка и устье одной из крупных
рек России. Карта с его изображением пестрит
условными знаками полезных ископаемых, горных
хребтов, городов и поселков носящих имена
моряков-путешественников. Что это за остров? [2].
Врунгель. А я бы еще добавил, что это самый
большой по площади из российских островов.
г) На этих островах, Лом, мы оказались без вас, с
Фуксом, и выступили там в роли артистов.
Прекрасное местечко! В старину, правда, здесь
было не очень спокойно: кто-то кого-то тут ел. Но
это было давно, а сейчас рай земной: богатая
растительность, пляжи, курорты. Но эти острова
еще и одно из самых мокрых мест на Земле. В
среднем за год земля увлажняется слоем воды до 10
литров.
Эти острова еще и царство вулканов, здесь
находится самый большой вулкан из действующих в
мире и наиболее активный вулкан. [8].
Лом. Сомнительный рай. Вот я знаю воистину
райский уголок, сказочный остров.
д) Послушайте, чего там только нет: и обезьяны, и
слоны, и бананы и чай лучший в мире. Он сказочно
богат полезными ископаемыми, особенно
драгоценными камнями: синие сапфиры, кроваво
красные рубины, фиолетовые аметисты, загадочные
александриты добывают здесь издавна. На карте
этот остров выглядит каплей под выменем большой
земли. Днем и ночью теплынь, лето за лето идет.
[8].Где находится этот райский уголок?
Учитель подводит итоги 1 конкурса.
а) Галапагосские острова.
б) остров Исландия.
в) остров Сахалин.
г) Гавайские острова.
д) остров Шри-Ланка.
2 конкурс "Материки” (максимально 5
баллов)
Условия: Каждая команда получает лист (см. рис. 1)
и выбирает для своего материка рекорды, феномены,
за каждый правильно выбранный признак – 1 балл. Рис. 1
Врунгель. Старший помощник Лом, отставить!
Что-то мы с вами увлеклись, сами путешествуем, а о
ребятах совсем забыли. Пора им отправляться в
самостоятельное плавание. Первая команда
отправляется к берегам Африки, вторая – к
берегам Австралии и т. д. (объясняет условия
конкурса).
Учитель подводит итоги 2 конкурса.
3 конкурс "Рассказ капитана Врунгеля”
(максимально 5 баллов)
Условие: каждой команде выдается текст, надо
найти ошибки, подчеркнуть их, за каждую найденную
ошибку – 1 балл.
Лом. Христофор Бонифатьевич, а чем вы
занимаетесь в свободное время между походами?
Врунгель. Рассказываю правдивые истории,
участником которых я был сам.
Лом. Точно! Как я забыл, ведь именно благодаря
этим историям вы и стали знаменитым. Расскажите
одну из них.
Врунгель. С удовольствием! Наша яхта "Беда”,
как вам известно, принимала участие в
кругосветной регате. Старт был дон из
английского порта Роттердам – самого крупного в
мире. Миновав Ла-Манш, отделяющий Великобританию
и Германию, вышли на просторы Атлантического
океана. Плывя вдоль берегов Африки, мы встречали
зебр, жирафов, лам, слонов, которые привольно себя
чувствовали в дебрях гилеи. Пополнить запасы
продовольствия и пресной воды мы зашли в порт ЮАР
— Кейптаун. Наша "Беда” зашла слишком далеко на
юг и не избежала столкновения с айсбергом,
отколовшимся от острова Гренландия. На этом
путешествие и закончилось.
(Обсуждаются и подводятся итоги 3 конкурса).
4 конкурс "Широта и Долгота”
(максимально 4 балла)
Условие: каждой команде раздается 4 карточки: С,
Ю, З, В. Необходимо определить широту и долготу
географических объектов и поднять
соответствующие карточки.
Проверяет Лом, после ответа команды поднимает
правильные карточки.
Врунгель. Лом, вы не забыли, что у вас еще
переэкзаменовка. Прошлый раз вы допускали
непростительные ошибки при определении широты и
долготы. Вы готовы к экзамену?
Лом. Так точно! Спрашивайте
(Подводятся итоги 4 конкурса).
1 команда – Австралия (Ю В), Тихий океан (С Ю З В).
2 команда – Антарктида (Ю З В), Северная Америка (С
З).
3 команда – Гренландия(С З), Африка (С Ю З В).
4 команда – Мадагаскар (Ю В), Южная Америка (С Ю З).
Врунгель. Молодец! Вы заслужили отдых.
Давайте послушаем географические частушки. Мы,
например, с Фуксом на Гавайях спели следующий
куплет "Сидела птичка на лугу…”. А что дальше
петь не знаю. Хорошо, Фукс выручил – подтянул:
"Подкралась к ней корова…”. А тут оба хором:
"Ухватила за ногу. Птичка будь здорова”. И,
представляете, бурные аплодисменты сорвали [5].
Географические частушки (поет группа
девочек).
Говорил он мне: "ехидна”
Стало мне до слез обидно
Обозвала: "утконос”
и утерла ему нос.
Словно капля молока
Под коровьим выменем
Положение такое
Шри-Ланка и Индии.
Всем известно – наш язык
Труднее и не сыщете,
А в японском языке –
иероглифов 3 тысячи.
Если не было Гольфстрима
Были б холоднее зимы.
Не было б Куросио
Холодало осенью.
В Антарктиде отморозили
Уши, нос и руки.
Все это не ради скуки —
В целях мира и науки.
Я в Египте отдыхала
И в свой адрес услыхала:
Финик ты мой сладкий,
Сахаристый, гладкий.
У индейцев мексиканских
Только кактус на уме.
Нарисован на гербе
И как блюдо на столе.
Учитель: Пройдена большая часть
конкурсов и теперь можно сказать (цитируются
слова написанные на доске, и стихотворение 1).
А эпиграфом к следующему конкурс "Загадочная
карта” станут слова (цитирует стихотворение 2
на доске).
5 конкурс "Загадочная карта”
(максимально 9 баллов)
Условие: каждой команде раздается список
названий, которые нужно разделить на 3 группы:
- объекты, существующие под данными названиями на
карте;
- реальные объекты, названия которых даны в
переводе на русский язык;
- вымышленные объекты. [8].
Лом. Христофор Бонифатьевич, мне тут странная
карта попалась.
Врунгель. А, что в ней странного?
Лом. На ней нанесены удивительные
географические названия: Лисс, Земля Санникова,
Зеленая Земля, Желтая река, Путорано, Зурбагон,
Красный Богатырь, Эльдорадо, Скагеррак. Помогите
разобраться, поделите эти географические
объекты на 3 группы (далее объясняет условия
конкурса).
Врунгель. Вот ребята и помогут разобраться с
этой таинственной картой
(Подводятся итоги 5 конкурса).
- 1 группа объектов – Путорано, Скагеррак.
- 2 группа – Желтая река, Зеленая Земля, Красный
Богатырь.
- 3 группа – Лисс, Зурбагон, Земля Санникова,
Эльдорадо.
6 конкурс – филателистов (максимально 10
баллов)
Условие: каждой команде раздается набор
марок, надо узнать страны, в которых выпущены
марки и показать их на политической карте. Рис. 2
Врунгель. Старший помощник Лом, чем вы любите
заниматься в свободные минутки между вахтами?
Лом. Я люблю рассматривать свою коллекцию
марок, ведь как сказал поэт (цитирует
стихотворение 3 на доске).
7 конкурс "Южный полюс” (максимально –
6 баллов)
Условие: команды получают портреты Р.
Амундсена и Р. Скотта. Слушают рассказ Врунгеля,
если он относится к Скотту – поднимают его
портрет, если к Амундсену – его портрет, может
быть, что слова относятся и к одному и к другому
путешественнику, в этом случае демонстрируют 2
портрета. Лом проверяет, поднимая после ответа
команд тот или другой портрет.
Врунгель. А в заключении нашего плавания мне
бы хотелось проверить, что знают ребята и ты, Лом,
о двух отважных путешественниках, совершивших
одно и самых значительных открытий в 20 веке. Я
имею в виду Р. Амундсена и Р. Скотта и открытие
Южного полюса (далее объявляет условия
конкурса).
Ты готов? Будь внимательным!
- Он был отличным лыжником. (Лом поднимает
портрет Амундсена).
- Он использовал в экспедиции моторные сани,
прообраз снегоходов. (Скотт).
- У него был большой опыт участия в полярных
экспедициях. (2 портрета).
- У него был путь короче на 163 км, хотя меньше
повезло в преодолении самого трудного участка. (Амундсен).
- Он достиг Южного полюса. (2 портрета).
- Ему принадлежат слова: "Не знаю, что сказать
насчет его намерений. Если ему суждено достичь
полюса, то он должен попасть туда раньше нас,
поскольку будет двигаться на собаках и выступит
рано. Поэтому я решил поступать так, словно его не
существует. Бег с ним на перегонки расстроил бы
мой план, к тому же мы пришли вовсе не за тем. (Скотт).
- Ему принадлежат слова: "Их путешествие было
предпринято с чисто научными целями, а полюс
являлся как бы приложением, в то время как в моем
плане полюс занимал центральное место”. (Амундсен).
- На его могиле начертаны слова: "Бороться,
искать, найти и не сдаваться”.
- Для составления этого задания была
использована книга: Коре Холт "Состязание.
Странствие”.
Подведение итогов игры
Подсчитываются баллы, определяется команда –
победитель, участники которой награждаются
призами и зарабатывают отметку "5”. Получают
"5” и те команды, у которых результат – больше 75%
правильных ответов, т. е. при максимальном
количестве баллов за игру — 44, отметка "5”
выставляется командам, набравшим 33 балла и более. |