Ребенок, одухотворенный радостью движения, познает эффективно окружающий мир без ущерба для своего здоровья.
Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности,
который в психологии педагогики принято называть "ведущим", влияющим на
все стороны жизни в каждом конкретном периоде. Разнообразная
дидактическая и подвижная игра вызывает качественные изменения в психике
ребенка, способствует развитию восприятия отдельных вещей,
наблюдательности, формирует обобщение, совершенствует координацию
движений, быстроту, силу, меткость, выносливость и другие
психофизические качества. По определению современных педагогов,
"подвижная игра" относится к тем проявлениям игровой деятельности, в
которых ярко выражена роль движений (Л.В. Былеев, Е.М.Геллер, И.М.
Коротков, М.Н. Жуков).
Как показывает практика, большинство педагогов дополнительного
образования применяют, в основном, репродуктивную методику обучения,
недостаточно используя активные методы обучения. Далеко не все
педагогические ресурсы, доступные педагогу дополнительного образования,
используются в педагогической практике в сфере воспитания. К таким
недостаточно используемым средствам относится подвижная игра. Сущность
подвижной игры нами видится в следующем: ярко выраженная в подвижных
играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные
возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно
сказывается на усвоении обучающимися знаний и представлений и создает
предпосылки к успешному овладению элементами образовательной
деятельности в будущем.
Подвижная игра с правилами – это активная деятельность ребенка,
характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с
обязательными для всех играющих правилами.
Понятие "Подвижная игра с дидактической направленностью" содержит два основных структурных компонента:
- Мотивационный компонент (выработка внутренней мотивации учения, являющейся основой формирования познавательного интереса);
- Операционный компонент (научить обучающихся организовывать
свою совместную дидактически – подвижную деятельность в соответствии с
учебной (дидактической и двигательной) задачей для получения информации в
ходе совместной дидактически – подвижной деятельности. Этот процесс
совершается на основе сравнения результатов игры с ее целью.).
Мотивационный компонент включает:
- разъяснение ребенку цели и задач игры;
- знакомство с основными элементами игры, выраженными во
взаимопомощи, индивидуальной ответственности, коммуникативности
совместной оценке;
- принципы деятельности, выраженные в сознательности и активности,
соответствие возрастным, психологическим, физиологическим особенностям;
- закрепление приобретенных знаний;
- связь с жизнью;
- развитие игрового конфликта.
Операционный компонент состоит из следующих частей:
- педагогические требования к организации игры;
- дидактический материал, наглядность, инвентарь;
- методический инструментарий (приемы работы по развитию речи, с
дидактическим материалом, приемы управления вниманием, приемы
индивидуальной работы);
- педагогический инструментарий: ситуация успеха, эффект ожидания,
поощрение и порицание, условия для демонстрации "Я", рефлексивная
деятельность;
- межпредметные связи;
- движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта.
В основе предлагаемой нами классификации лежит положение об игре, как
деятельности, направленной на развитие двигательного и познавательного
аспекта интересов детей. Любую двигательную деятельность ребенок,
одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим
пристрастием. Любую познавательную деятельность ребенок, одухотворенный
радостью движения, познает более эффективно и без ущерба для своего
здоровья.
Таким образом, подвижная игра с дидактической направленностью – это сознательная инициативная деятельность, направленная на достижение двух целей: первой, условной цели, добровольно установленной самими играющими, второй – параллельно физическому развитию решаются задачи познавательного характера.
В основу методики проведения подвижных игр с дидактической
направленностью положены идеи о всестороннем развитии личности,
оздоровительные направленности занятий, взаимосвязь умственной и
физической деятельности и развивающего обучения, а так же основные
принципы воспитания и обучения. Их воплощение осуществляется путем
повышения интереса обучающихся образовательному процессу, активизации их
мыслительной деятельности, возможности личностного выражения в каждой
подвижной игре, стимулирование сознательного отношения к участию в
подвижных играх.
Из всего многообразия умственных процессов обучающихся можно выделить наиболее влияющие на эффективность занятия:
- восприятие;
- память;
- внимание;
- воля;
- эмоциональность.
Так, на наш взгляд, физические упражнения, имитационные движения,
подвижных игр с дидактической направленностью способствуют запоминанию,
например, стихотворного текста, и, наоборот: проговаривание в такт
движениям ускоряет процесс формирования двигательного навыка.
Концентрация внимания обучающихся во время подвижных игр (например, на
точность выполнения упражнений с мячом), способствует активизации их
внимания на занятиях и лучшему усвоению образовательной (досуговой)
программы. Положительные эмоции, которые возникают во время выполнения
физических упражнений и подвижных игр, обеспечивают решение задач,
связанных с развитием произвольного внимания, памяти, формированием
способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщение. Эмоции,
чувства, не только возникают в деятельности (в подвижной игре,
например), но и активно изменяют ее результаты. Чтобы лучше
ориентироваться в подборе упражнений и игр, педагогу важно знать
физиологические особенности детей, поскольку все зависит от
индивидуальных особенностей конкретных обучающихся конкретного
объединения.
Сегодня задача каждого педагога дополнительного образования
заключается в формировании у ребенка необходимых знаний, умений и
навыков по здоровому образу жизни. Очень важно научить ребенка
использовать полученные знания и навыки здоровьесбережения в
повседневной жизни.
Фрагменты методических рекомендаций по реализации педагогики оздоровления
1. Фрагменты психо-физиологической тренировки в системе педагогики оздоровления.
Игра "Буратино":
- Буратино рисует носом солнце;
- Буратино пишет носом букву "А";
- Буратино пишет носом "Доброе утро!".
Данное упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.
Упражнения на правильное дыхание.
Чаще всего мы не задумываемся, какое огромное значение для нас имеет
правильное дыхание. От него зависит снабжение крови кислородом, ритм
работы сердца и циркуляция крови в организме. Первое и важное условие
правильного дыхания – дышать через нос. Чтобы сохранить и укрепить
здоровье ребенка, необходимо вырабатывать у него привычку правильного
дыхания. Например:
- Изобрази на выдохе жужжание пчелы;
- Изобрази на выдохе жужжание комара;
- Изобрази на выдохе шум проколотой шины велосипеда.
Можно предложить поработать над скороговорками типа: А мне не до недомогания.
Изобразить движениями русские народные пословицы:
- Научись ценить здоровье, прежде чем заболеешь.
- Люди друг для друга и лекарство, и болезни.
- Небо желтеет - к дождю, человек - к болезни.
- Без надобности не лечись, здоровее будешь.
- Гнев человеку сушит кости и рушит сердце.
- Дай работу телу - отдохнет голова.
- Здоровье и труд рядом идут.
- Здоровье подорвать - самому себя обворовать.
- Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки.
2. Фрагменты релаксационных упражнений для мимики лица (автор И.В.Чупаха).
Цель: снятие эмоционального напряжения на занятиях в объединении.
- Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить лоб. Совсем расслабить.
- Нахмуриться (сердитесь) – расслабить брови.
- Расширить глаза (страх, ужас)- расслабить веки (ложная тревога).
- Зажмуриться (ужас) – расслабить веки (ложная тревога).
- Оскалить зубы – расслабить щеки и рот.
- Расширить ноздри (вдыхаем запах, выдыхаем страстно)- расслабление.
- Сузить глаза (китаец задумался) – расслабиться. |