Опыт работы по созданию модели начальной школы, содействующей здоровью
28.09.2012, 13:43
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с
раннего детства, - актуальная задача современного образования. Весьма
существенным фактором "школьного нездоровья" является неумение самих
детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни,
основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов
здоровья способствует значительному распространению в детской среде и
различных форм разрушительного поведения, в том числе курения,
алкоголизма и наркомании.
Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в
начальных классах. Дети младшего школьного возраста наиболее
восприимчивы к обучающемуся воздействию.
Свою работу в прошлом 2011-2012 учебном году мы строили по следующим направлениям:
психолого - педагогическое сопровождение;
подбор теоретического материала;
обмен опытом работы;
совместные мероприятия с родителями учащихся.
В ходе работы была создана методическая копилка по теме
экспериментальной площадки, которая включает в себя буклеты по
формированию здорового образа жизни, рекомендации для родителей, и
некоторый материал по улучшению состояния здоровья, методические
рекомендации.
На данном этапе работы продолжили освоение методики Су Джок терапии.
Овладели высокоэффективной, универсальной, доступной и абсолютно
безопасной техникой самооздоровления и самоисцеления, путем воздействия
на активные точки, расположенные на кистях и стопах (Су - кисть, Джок -
стопа).
Использование нетрадиционной методики Су Джок терапии способствует
сохранению и укреплению здоровья, развитию речи. Однако Су Джок терапия
является более эффективным способом не только развития мелкой моторики
рук и артикуляционных способностей ребенка, она является « пультом
дистанционного управления» здоровьем человека.
Эффективным способом профилактики и лечения болезни, который
применяем на уроках в начальных классах, является массаж пальцев и рук с
помощью гречки, диагностических палочек, шариков Су Джок, карандашей и
других средств с ребристой поверхностью.
Делясь практическим опытом работы по здоровьесбережению с
коллегами среднего звена, работниками и студентами педтехникума был
организован мастер – класс "Здоровье на ладони". Проведены заседания МО
по данной проблеме, в ходе которых предлагались практические
рекомендации.
В начале каждой учебной недели перед занятиями ученики с кл.
рук. разучивали комплекс утренней гимнастики. Он проводился с
музыкальным сопровождением, что способствовало заряду бодрости на весь
день, созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием
выполнять упражнения.
На уроках и внеклассных мероприятиях проводились физкультурные минутки, гимнастика для глаз,
которые помогали предупредить утомление, восстановить умственную
работоспособность, и являлись профилактикой нарушения осанки.
Предпочтение отдавалось простым, интересным и знакомым детям
упражнениям, не требующим для выполнения большой площади.
На третьем этапе экспериментальной работы школьники перешли к
проектированию своего здоровья. Работа над проектами строилась таким
образом: сначала выявлялись проблемы со здоровьем, которые могут
возникать у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов,
интернета, детских газет собирались пословицы о здоровье; заметки,
статьи. Сбор информации фиксировался учениками на рабочем листе.
В течение года дети работали над проблемой сохранения здоровья и
готовили папки-портфолио: "Сохранение зрения", "Режим дня и здоровья",
"Уход за зубами", "О вреде курения" и т. д., оформляли стенд на
соответствующие темы. Уроки проводились с использованием компьютера, что
повысило интерес детей к этим урокам. В конце полугодия-года учащиеся
вместе с родителями готовили презентацию проектов.
Так в мае 2012 г. приняли участие во Всероссийском дистанционном
конкурсе социальных проектов "Мой мир", Всероссийском конкурсе-игре
"Орлёнок", где отмечены свидетельствами.
Все это закладывает основы здорового образа жизни наших учеников в
будущем. Это позволило организовать непрерывную познавательную
активность учащихся, направленную на формирование представлений о своем
здоровье, его ценности, о способах его сохранения и укрепления.
Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном
питании. Именно это понятие успешно формируется при реализации программы
"Разговор о правильном питании". Программа реально позволяет
формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать
навыки правильного питания.
Проводятся мероприятия, классные часы по темам программы, с
использованием методик и рабочих тетрадей на печатной основе. С целью
пропаганды наиболее интересных методических идей, связанных с
формированием основ культуры здоровья у подрастающего поколения;
распространения педагогического опыта - учащиеся 3 класса и кл.
руководитель приняли активное участие в конкурсе "Кулинарное
путешествие", организованным Комитетом по образованию и науке
Администрации Волгоградской области в марте 2012г., где отмечены
дипломом Лауреат областного конкурса творческих работ по программе
"Разговор о правильном питании".
Изучение программы "Разговор о правильном питании" предусматривает
активное вовлечение в работу родителей, которые помогают в классных,
школьных мероприятиях. Они знакомятся с основными принципами организации
здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в
семье. От того, насколько правильно и качественно организовано питание
школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество
учебной деятельности.
Мониторинговые исследования, проведенные в классе за 2011- 2012 уч.
год, показали высокий уровень качества знаний обучающихся. По
результатам тестирования по Люшеру уровень тревожности за период
обучения с 1-го класса по 3-й класс понизился на 34%. Количество уроков,
пропущенных учащимися по болезни, сократилось в течение всего периода
обучения (3 года) на 45%.
С целью внедрения в учебно – воспитательный процесс здоровьесберегающих
технологий, была разработана и реализована программа «Соленое тесто».
Занятия лепкой воспитывают усидчивость, развивают трудовые умения и
навыки, мышц пальцев, ловкость рук, развитие мелкой моторики рук,
воспитывают аккуратность и терпение.
В ходе реализации экспериментальной деятельности психологом школы был проведен следующий объем работы:
1) Проведение и анализ результатов диагностики уровня функциональной достаточности психомоторной сферы младших школьников.
2) Осуществление контроля над развитием психоэмоциональной сферы
младших школьников в рамках работы по профилактике нарушений
психологического здоровья учащихся посредством первичной и углубленной
психодиагностической работы.
3) Проведение индивидуально и в микро-группах (2 – 4 человека) коррекционно-развивающих занятий с учащимися.
В качестве основных методов использовались: игротерапия, сказкотерапия, методы поведенческой терапии, релаксационные методы.
Психолог школы разработала курс занятий по проблеме преодоления
школьной тревожности учащихся младших классов. В занятия включены игры и
упражнения для развития сплоченности группы через совместную деятельность, через психологический контакт, задания на формирование мотивации групповой работы, развития эмпатии.
Анализ результатов деятельности:
Дети научились ориентироваться в своем здоровье, самочувствии.
Наметилась положительная тенденция в соблюдении правил личной гигиены.
Появилось желание вести здоровый образ жизни.
Накопление позитивного опыта общения, формирование навыков
рефлексии собственных эмоций, помогло ученикам сформировать понятия об
эмоциональном благополучии как факторе здорового образа жизни.
Задачи по созданию здоровьесберегающего пространства в классе
на 2012– 2013 учебный год:
Систематизировать работу с семьей по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни;
Воспитывать осознанное здоровое поведение, способствующее
успешной социальной адаптации в социуме и противостоянию вредным
привычкам;
Приобрести и осуществлять просмотр фильмов, слайдов по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников.
Привлекать на внеклассные мероприятия профессиональных специалистов для консультации по ЗОЖ.
Продолжить агитационную работу об информированности учащихся о
вреде алкоголя, табакокурения, наркотических средств для растущего
организма.
Разрабатывать и внедрять системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.