Цель: активизировать внимание учащихся 9
класса на значении состояния здоровья в жизни
человека, на здоровом образе жизни и влиянии его
на здоровье; на факторах, отрицательно влияющих
на здоровье человека: экологии, вредных
привычках и др; помочь подросткам сделать
правильный выбор - здоровый образ жизни.
Задачи:
- Систематизировать знания учащихся по теме:
"Основы здорового образа жизни”.
- Дать возможность группам (командам)
продемонстрировать себя как коллектив
(сплоченность, организованность, умение
срабатываться).
- Увидеть знания и творческие возможности групп.
- Формировать активную позицию учащихся.
Доктор:
Вам, пришедшим сюда,
К состязаниям готовым,
Слово привета свое обращаю,
Вам пожелаю я,
Честно сражайтесь
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки!
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Начнем!
Учитель: Доброе утро, ребята! Доброе утро,
уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим игру
"Береги здоровье смолоду”.
Здоровье - это бесценный дар, который
преподносит человеку природа. Без него очень
трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но
как часто мы растрачиваем этот дар попусту,
забывая, что потерять здоровье легко, а вот
вернуть его очень и очень трудно.
Необходимо постоянно заботиться о своем
здоровье, вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). ЗОЖ -
это такой способ жизнедеятельности людей,
который обеспечивает им формирование,
сохранение и укрепление здоровья. Условно этот
процесс можно разделить на два направления:
- Активные действия человека по формированию и
улучшению своего здоровья (физическая культура,
закаливание, соблюдение гигиенических правил и
т.д.).
- Стремление человека избежать действия
факторов, разрушающих здоровье (прежде всего
таких вредных привычек, как курение, наркомания,
токсикомания, употребление спиртных напитков).
Мы надеемся, что вы, ребята, сделаете правильный
выбор и войдете во взрослую жизнь здоровыми,
жизнерадостными, доброжелательными людьми,
уверенными в своих силах и способными решать
любые проблемы.
Мы думаем, что именно таким людям должно
принадлежать будущее. Мы надеемся, что это именно
вы. Успехов вам.
Доктор: Ребята, познакомьтесь с правилами
игры:
- В игре участвуют 3-4 команды по 5-6 человек.
- Право первого хода разыгрывается
жеребьевкой.
- Команда, получившая право первого хода,
выбирает квадрат с заданием.
- Право хода передается следующей команде (по
часовой стрелке).
- Если команда затрудняется с ответом или дает
неполный ответ, право ответа переходит другой
команде.
- Право первого хода в следующем конкурсе не
разыгрывается, а передается следующей команде
(по часовой стрелке).
- Побеждает команда, сумевшая правильно ответить
на наибольшее число заданий.
Учитель: Ребята, доктор вас познакомил с
правилами. Начинаем нашу игру.
Конкурс 1. Блиц-турнир.
Ребята, игровое поле с вопросами - на доске.
Капитанов приглашаем на жеребьевку. Команда,
выигравшая право первого хода, выбирает любую
тему и номер вопроса. Пожалуйста, ваш ход.
Темы и вопросы блиц-турнира:
Тема 1: Закаливание организма.
- Назовите виды закаливания. (Ответ - закаливание
водное, воздушное, солнечное).
- При каких температурных условиях можно
купаться в открытых водоемах? (Ответ - t воды - 20 °С;
t воздуха - 24-25 °С).
- Регулярное закаливание способствует чему?
(Ответ - повышению способностей к восприятию и
запоминанию, укреплению силы воли, активной
деятельности и здоровой жизни, замедлению
процесса старения, продлению срока активной
жизни на 20-25%).
- Назовите эффективное средство приспособления к
холоду и жаре. (Ответ - закаливание организма).
Тема 2: Физическая культура
- Для развития выносливости полезны... (Ответ -
ходьба, бег, лыжи, плавание).
- Назовите основные средства развития быстроты.
(Ответ - упражнения, требующие энергичных
двигательных реакций, высокой скорости, частоты
выполнения).
- Назовите основные средства развития силы мышц.
(Ответ - упражнения с внешним сопротивлением,
упражнения с преодолением веса).
- Для развития гибкости наиболее полезны
следующие упражнения... (Ответ - упражнения с
внешним сопротивлением).
Тема 3: Двигательная активность
- Недостаток движения. (Ответ - гиподинамия).
- Целенаправленный процесс взаимодействия
человека с миром. (Ответ - деятельность).
- Нерегулируемое сознанием действие,
сформированное путем многократного повторения.
(Ответ - навык).
- В пользу чего еще в 1863 г. И.М.Сеченов впервые
привел доводы и практические результаты? (Ответ -
активного отдыха).
Тема 4: Экология и здоровье
- Назовите изменения, происходящие в природе в
результате хозяйственной деятельности. (Ответ -
антропогенные изменения).
- Назовите последствия кислотных осадков. (Ответ -
повышение кислотности почвы, гибель
елово-пихтовых и дубовых лесов, снижение
плодородия почвы, вредное влияние на состояние
рек, озер и др.водоемов, вредное влияние на
здоровье людей).
- Какую опасность представляют сточные воды для
здоровья населения? (Ответ - могут являться
источником распространения тяжелых
инфекционных заболеваний, могут содержать яйца и
личинки глистов).
- Назовите главный норматив качества окружающей
природной среды. (Ответ - предельно допустимые
концентрации ПДК - вредных веществ в атмосфере,
воде и почве).
Тема 5: Режим учебы и отдыха
- Правильное чередование периодов работы и
отдыха, их продолжительность, рациональное
распределение времени в течение одного дня,
недели, месяца, года это - ? (Ответ - режим).
- Невыполнение режима дня приводит к ...? (Ответ - к
нарушению функций центральной нервной системы).
- Назовите причины переутомления. (Ответ -
неправильная организация труда, чрезмерная
учебная нагрузка, игнорирование гигиенических
требований к режиму дня).
- К выполнению домашнего задания необходимо
приступить после продолжительного отдыха,
через... (Ответ - через три часа).
Тема 6: Личная гигиена
- Предупреждение заболеваний. (Ответ -
профилактика).
- Состояние полного физического, психического и
социального благополучия (здоровье).
- Кожа не только покрывает все тело человека,
кожей человек ощущает... (Ответ - давление,
вибрацию, тепло, холод, боль).
- Гигиена рта включает в себя ... (чистку зубов,
чистку языка и полоскание ротовой полости).
Тема 7: Рациональное питание
- Назовите основные пищевые вещества. (Ответ -
белки, жиры и углеводы).
- Назовите, соотношение основных пищевых веществ
для нормальной физической нагрузке подростков.
(Ответ - 1 ч. жиров + 1 ч. белков + 3 ч. углеводов).
- Как вы понимаете восточную пословицу: "Завтрак
съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай
врагу”? (Ответ - особенно ценен завтрак, менее
обед и легкий, не очень поздний ужин).
- Какое питание обеспечивает нормальное
физическое и умственное развитие детей? (Ответ -
питание рациональное, сбалансированное,
разумное которое повышает успеваемость, а также
сопротивляемость к болезням).
Тема 8: Биологические активные вещества
- Какой витамин позволяет организму вырабатывать
действие солнечных лучей? (Ответ - витамин Д,
который предохраняет от рахита).
- Какой витамин содержится в большом количестве и
в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, и в арахисе?
(Ответ - витамин Н, или биотин, который хорошо
воздействует на состояние кожи и волос).
- Это вещество необходимо для функционирования
щитовидной железы - (Ответ - йод).
- Это вещество повышает устойчивость зубов к
кариесу, стимулирует кроветворение, участвует в
росте скелета, предупреждает развитие
старческого остеопороза. (Ответ - снижение
плотности кости). (Ответ - фтор).
Тема 9: Вредные привычки
- Назовите признаки острого отравления
никотином. (Ответ - горечь во рту, кашель и
головокружение, тошнота, слабость и недомогание,
бледность лица).
- Кого мы называем пассивным курильщиком? (Ответ -
человека, находящегося в одном помещении с
курильщиком).
- Какое влияние оказывает алкоголь, попавший в
организм человека на его здоровье? (Ответ -
нарушается защитная функция печени, развивается
туберкулез, нарушается деятельность мозжечка).
- Как называются болезни, возникающие в
результате злоупотребления веществами,
вызывающими кратковременное чувство
благоприятного психического состояния? (Ответ -
наркомания, токсикомания).
(Каждая команда после минуты обсуждения
отвечает).
Учитель: Наши команды выбрали и ответили на
вопросы первого конкурса. Время первого конкурса
закончилось. Судьи оценивают первый конкурс, а
команды готовятся ко второму конкурсу. Ребята, вы
готовы? Представители команд получите
карточки-задания. В этом конкурсе команды
используют пословицы и поговорки русского
народа 18-19 веков.
Пословицы и поговорки второго конкурса:
- Суди не погодам, а по зубам.
- Подлиня руками берут.
- Эх, друг, согнуло тебя в крюк!
- На живом все заживет.
- Кроме смерти, от всего вылечишься.
- Жив-здоров, ни голый, ни больной.
- Вешнюю корову от ветру покосит.
- Барского слугу стало гнуть в дугу.
- Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
- Не поддавайся, не ложись; а сляжешь - не встанешь.
- Дал бы бог здоровья, а дней впереди много.
- Подкошенная трава и в поле сохнет.
- Его муха крылом перешибет.
- 3асохлет, как на собаке.
- Хрен да редька, лук да капуста - лихого не
попустят.
- Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо.
- Весной корову за хвост подымай.
- Уходила, умучила, согнула да скрючила.
- Были б кости, а мяло будет.
- Играй, не отыграйся, лечись, не залечивайся!
Учитель: Спасибо. Мы прослушали ответы всех
команд. Судьи оценивают второй конкурс, а команды
готовятся к следующему конкурсу - это конкурс
"Что? Где? Когда?". Задание берут капитаны. У
каждой команды свое задание.
Задание к конкурсу "Что? Где? Когда?"
- Дайте определение понятий: "Двигательная
активность”, "Гиподинамия”, "Двигательная
деятельность”.
- Дайте определение понятий: "закаливание
организма”, "закаленность”, "закаливаемость”,
"закалка”.
- Дайте определение понятий: "питание”,
"рациональное питание”, "сбалансированное
питание”.
- Дайте определение понятий: "привычка, "вредная
привычка”.
Учитель: Ребята капитаны команд получили
задания, определитесь, кто будет отвечать. После
минуты обсуждения первой будет отвечать 3
команда, а затем 4, 1, 2.
Учитель: Спасибо 2 команде. Пожалуйста, 3
команда отвечает.
(Отвечает 3 команда)
Учитель: Спасибо 3 команда. Пожалуйста, 4
команда отвечает.
(Отвечает 4 команда)
Учитель: Спасибо 4 команда. Пожалуйста, 1
команда отвечает.
(Отвечает 1 команда)
Учитель: Спасибо 1 команде. Пожалуйста, 2
команда отвечает.
(Отвечает 2 команда)
Учитель: Конкурс 4 - Редакторский: "Допиши
заметку". Представители команд получают
карточки-задания. Редакторский конкурс
выполняется всей командой за столом в течение - 5
минут.
Задания редакторского конкурса:
1. "Крепкий организм” - так обычно
характеризуют здорового человека, который
способен выдержать суровые испытания и выжить в
трудных условиях. Что же обеспечивает
"крепость” здоровья человека? Прежде всего - это
особенности его организма (то есть запас
прочности), следовательно, тем крепче у него
здоровье. Уровень развития организма, в свою
очередь, связан с развитием его отдельных частей
- …
2. Воспаление слизистой оболочки желудка -
гастрит - может возникнуть не только в результате
хронического переедания, но и от острой, слишком
горячей или слишком холодной, плохо пережеванной
пищи, еды всухомятку, а также от различных
случайно (или необдуманно) принятых внутрь
химических веществ…
3. Чем опасны громкие звуки? Во-первых,
постоянный шум вызывает перенапряжение
барабанной перепонки. В результате чего ее
эластичность понижается и она перестает
реагировать на слабые звуки, уменьшается острота
слуха. Во-вторых, перевозбуждаются слуховые
рецепторы и соответствующий центр головного
мозга, а значит - в нервных клетках нарушается
обмен веществ и они хуже проводят импульсы. В
третьих, под воздействием громких звуков у
человека возникает стрессовое состояние…
4. С ростом жизненной емкости легких
увеличивается глубина дыхания и сокращается
частота дыхательных движений (с 16 до 8-10 раз в
минуту), то есть дыхание становится более
экономичным, а значит, и более полезным для
здоровья. Для нормального развития легких важно,
чтобы они хорошо вентилировались. Поэтому надо
учиться полному дыханию. Чтобы освоить три типа
дыхания - ...
Учитель: 5 минут прошло. Команды? слушаем ваши
ответы. Первой в этом конкурсе будет отвечать
команда 4.
(Отвечает 4 команда)
Учитель: Спасибо 4 команде. Пожалуйста, 1
команда отвечает.
(Отвечает 1 команда)
Учитель: Спасибо 1 команда. Пожалуйста, 2
команда отвечает.
(Отвечает 2 команда)
Учитель: Спасибо 2 команда. Пожалуйста, 3
команда отвечает.
(Отвечает 3 команда)
Учитель: Спасибо 3 команде.
Спасибо всем командам. Судьи оценивают
редакторский конкурс. Команды готовятся к показу
домашнего задания конкурсу - кроссвордов.
Команда 1 передает составленный командой
кроссворд команде 2. Команда 2 - команде 3. И
команда 3 - команде 1. На отгадывание кроссворда
дается 5-7 мин. По истечении времени (5-7 минут)
кроссворды передаются судьям, которые проверяют
правильность ответов.
Учитель: Судьи оценивают правильность
ответов кроссвордов. Команды, пожалуйста вам
заключительное задание - "вертолина”. В четырех
конвертах картинки, разрезанные на десять
частей. Каждая команда получает конверт и
собирает картинку. Та команда которая первой
выполнит это задание получит за это задание 4
балла, вторая - 3 балла, третья - 2 балла, четвертая -
1 балл. Итак, команды, получите последнее здание.
(Команды собирают картинки в течение 3-5 минут).
Учитель: Команды выполнили последнее
задание. Наш урок по теме "Основные понятия о
здоровье и ЗОЖ” в форме игры "Береги здоровье
смолоду”, в которой принимали участие 4 команды.
Слово для подведения итогов предоставляется
главному судье игры.
Главный судья:
Команда 1 набрала ... количество баллов.
Команда 2 набрала ... количество баллов.
Команда 3 набрала ... количество баллов.
Команда 4 набрала ... количество баллов.
Победила команда ..., набравшая наибольшее
количество баллов.
Учитель: Огромное спасибо всем участникам и
всем присутствующим. Я думаю, что все здесь
собравшиеся провели время не зря. Ребята
показали свои знания, послушали своих товарищей
по классу. Возможно, что услышали и что-то новое. Я
думаю, что в проигрыше никто не остался. Мы еще
раз все вместе поговорили о значении здоровья в
жизни человека, о здоровом образе жизни и его
влиянии на здоровье, а также о вредных привычках.
Каждый из вас ребята сделает правильный выбор -
здоровый образ жизни. Спасибо и до новых встреч.
Урок окончен. До свидания.
План проведения:
- Вступительное слово учителя (2-3 минуты)
- Конкурс 1. Блиц-турнир (10 минут)
- Конкурс 2. Народная мудрость (3-5 минут)
- Конкурс 3. Что? Где? Когда? (5 минут)
- Конкурс 4. Редакторский конкурс (5 минут)
- Конкурс 5. Кроссворд (3-5минут)
- Конкурс 6. "Вертолина” (3-5 минут)
- Заключительное слово учителя (2-3 минуты)
|