Итак,
с точки зрения становления мастерства, существующая организация игровой
деятельности детей неэффективна. Результаты соревнований влияют на УТП,
могут диктовать реальные стратегические корректировки, искажающие саму
суть должного учебного процесса. В связи с этим в исследованиях
наметилось два направления.
1. Поиск критерия, который мог объективно оценивать УТП и, соответственно, работу тренера.
В настоящее время объективного критерия,
оценивающего работу тренера, нет. Прием контрольных нормативов освещает
практически только одну из сторон учебного процесса – воспитание
физических качеств. Контроль индивидуальной тактической подготовленности
отсутствует ввиду сложности применения методик, их малой
специфичностью. Практически не изучена проблема, связанная с факторной
структурой тактической подготовки квалифицированных спортсменов. По этой
причине мы не можем с уверенностью ранжировать психические качества по
влиянию их на игровую деятельность. Контроль технической
подготовленности проводится, однако ставится вопрос информативности и
надежности таких показателей. Конечно, имея в распоряжении такой
интегральный показатель, как ТТД или ГТД, можно было бы дать объективную
оценку. Но такой возможности нет, в СДЮШОР регистрация игровых
показателей не производится.
В этой связи критерий эффективности работы
тренера есть спортивный результат в соревнованиях и субъективная оценка
спортивного руководства о подготовке команды.
2. Создание условий проведения соревнований, которые соответствуют возрастным возможностям юных футболистов.
Как же создать тот механизм, при котором
повысилась бы заинтересованность тренеров в углубленной работе над ТТП?
Самый радикальный и быстрый путь разрешения проблемы лежит в
модернизации объекта, влияющего на тренировочную работу –
соревновательную деятельность.
Учитывая заинтересованность тренеров в
спортивном результате и то, что ТТП не влияет решающим образом на этот
результат на начальных этапах подготовки, условия проведения
соревнований должны соответствовать следующим требованиям:
– повышение влияние фактора ТТП на спортивный результат;
– улучшение содержания игры в количественном и качественном отношении.
Считается, что ранняя специализация игроков
по амплуа отрицательно сказывается на становлении спортивного
мастерства. На практике большинство тренеров уже с младшего возраста
закрепляют за юными футболистами определенную позицию в игре, что ведет к
недополучению необходимых игровых навыков. Остается так же проблема
создания и реализации голевых ситуаций.
В итоге выделяется еще две подзадачи:
– расширение узкой специализации игроков путем универсализации их действий в процессе игры;
– увеличение количества голевых ситуаций.
Выбор условий проведения игр для
футболистов 11-12 лет (1986 г.) осуществлялся опытным путем. В
заключительном варианте условия были таковы: размеры поля 70-80x45-55 м,
штрафная площадь 30x15 м, ворота 6x2 м, количество играющих – 9 человек
в каждой команде (8 полевых и вратарь). Игры проводились облегченными
мячами № 4, другие правила были оставлены без изменений.
Для сравнения существующего и
экспериментального вариантов условий проведения соревнований была
проведена серия контрольных игр на базе СДЮШОР ЦСКА с участием команд
ЦСКА и СДЮШОР Советского района г. Москвы (ныне «Чертаново», тренер А.Г.
Гречин) (табл. 13).
Таблица 13Сравнительные показатели ТТД футболистов 11-12 летв различных условиях проведения соревнованийПолученные
данные содержания игровой деятельности экспериментального варианта в
полной мере удовлетворяют поставленным требованиям:
1. Игры в изменившихся условиях стали
носить более осмысленный характер за счет резкого уменьшения единоборств
и некоторого увеличения количества коротких и средних передач. Важно
то, что исчезают длинные безадресные передачи так как тактическая
ситуация позволяет играть в короткий и средний пас.
2. Увеличение таких ТТД, как обводка и
отбор мяча, более чем в 1,5 раза обуславливают возросшую ценность
индивидуально-сильных игроков, что предполагает преимущественное их
использование в играх.
3. Наиболее удачный показатель
универсализации – количество подключений защитников в зону атаки, так
как он предполагает появление полузащитников в обороне, а нападающих в
средней линии, в результате видна способность игроков к
взаимозаменяемости. В экспериментальных условиях показатель вырос более
чем в два раза, несмотря на численное уменьшение защитников с 4 до 3
человек.
4. Можно констатировать обострившийся характер игры; на 80% возросло количество голевых моментов.
При сравнении двух вариантов ведения игры
можно в целом говорить о том, что экспериментальный вариант более
приемлем для проведения соревнований среди футболистов 11-12 лет.
Предполагаю, что и для футболистов 12-13 лет экспериментальный вариант
был бы предпочтительнее.
Самый яркий пример, при обсуждении этой
темы – сравнительная таблица ТТД футболистов 10-11 лет на турнире
Качалова и на турнире «GOTHIA CUP» в Швеции (табл. 14). Цель – сравнить
действия одной и той же команды в разных условиях проведения
соревнований. В последнее десятилетие многие команды СДЮШОР стали
выезжать на зарубежные турниры. Такой турнир, как «GOTHIA CUP»,
проводимый в Швеции, является настоящим форумом международного детского
футбола.
Таблица 14Показатели ТТД команды «Мегасфера»1993 года рождения (10-11 лет) на турнире Качалова(неофициальное первенство г. Москвы) и на турнире «GOTHIA CUP» в 2004 году* Игры финальной части турнира.
Окончание табл. 14Если
убрать заголовок из табл. 14, можно предположить, что приведены игровые
показатели двух разных команд. Создается полное впечатление о разном
уровне подготовки, по крайней мере в технико-тактическом аспекте. Однако
это показатели одной и той же команды, причем практически в одно и то
же время (май – октябрь 2004 г.). Разные только условия проведения
соревнований и, соответственно, различия практически по всем
показателям.
Примерные размеры поля на турнире в Швеции –
65x40 м, количество игроков 6 в поле и вратарь, мяч № 4, ворота – 2x5
м, некоторые изменения и в других правилах.
Организационные формы проведения
соревнований в Швеции, Дании, Англии отличаются от Российских. Оказалось
то, что мы предлагали и апробировали двадцать лет назад, на сегодняшний
день с успехом используется в Европе. Почему спортивные власти не пошли
на реконструкцию организации проведения соревнований у нас в России
(тогда еще в СССР) – непонятно. Известно, что наши предложения,
поступавшие в спорткомитет СССР, рассматривались на различных комиссиях,
в том числе по детско-юношескому футболу, и были одобрены.
Через эту книгу мы обращаемся ко всем заинтересованным сторонам в российском детско-юношеском футболе, чтобы обсудить и принять новые организационные нормы проведения соревнований для юных футболистов.
Схема расположения игровых площадокна стандартном футбольном поледля проведения соревнований с юными футболистамиТаблица 15Должные условия проведения соревнований и контрольных игр в возрастных группах 8 13 лет* Предусматривается периодическая смена составов.
Все игры проводятся мячом № 4. Мяч № 5 вводится только с 14 лет.
Резюме 0 по разделам 3.6 и 3.7.
В настоящее время все возрастные группы
спортивных школ в городах Москве, Петербурге, в большинстве региональных
футбольных центров проводят игры в одинаковых условиях численного
состава играющих, на одинаковой игровой площади, мячами № 5, со
стандартными воротами. По этим организационным нормам начинающие
футболисты практически приравниваются к 17-18-летним выпускникам
спортивных школ. Существующие условия проведения соревнований
предъявляют к юным футболистам неадекватно повышенные требования не
только в плане проявления физических качеств, но и с точки зрения
технико-тактических возможностей.
Точная игра в пас у детей затруднена не
только из-за не сформировавшихся еще непрочных технических навыков, но и
по причине психологического характера. Футболисту 10-12-летнего
возраста для оценки игровой ситуации и принятия решения на действие
необходимо от 1,5 до 2,5 с, в то же время одномоментно воспринять более
3-4 объектов он не в состоянии. В стандартных условиях проведения игр и
скученности на площадке, которая имеет место в соревнованиях младших
возрастных групп, складывающаяся тактическая обстановка объективно
сложнее той, которую может воспринять юный футболист. Не успевая принять
решения, адекватного ситуации, игроки обороны часто пользуются длинными
безадресными передачами в надежде на успешный выигрыш единоборств или
ошибку соперника. В результате игры приобретают жесткий
скоростно-силовой характер, их содержание диктует использование
мальчиков-акселератов, имеющих на данный момент лучшее физическое
развитие. Даже не обладая в достаточной мере технико-тактическими
возможностями, они будут иметь преимущество перед еще не развитыми, но
более техничными сверстниками.
УТП, направленный на решение частной задачи
по успешному выступлению в соревнованиях и зависящий от игровой
деятельности, на этапе 10-14 лет не является эффективным для роста
спортивного мастерства.
Что необходимо предпринять с практической точки зрения?
1. Радикальный метод – изменение
соревновательной деятельности (модернизация условий проведения
соревнований, в которых технике-тактический компонент имеет большее
влияние на спортивный результат).
2. При построении УТП приоритет должен
отдаваться индивидуальной технико-тактической подготовке, как решающему
фактору на этапе спортивного совершенства.
Анализируя факторы, влияющие на эффективное планирование и проведение УТП, было выявлено следующее.
1. Факторная структура спортивного успеха у
футболистов разного возраста и квалификации различны.
Технико-тактическая подготовка – ведущий фактор у квалифицированных
футболистов – не имеет решающего влияния на спортивный результат в
возрастных границах 10-14 лет.
2. Изучена структура ТТД квалифицированных
футболистов, ее динамика и тенденции развития игры в свете первенства
Европы 2004 г. Игровая деятельность юных спортсменов должна строиться с
учетом специфики (10-14 лет), а с 15 лет быть максимально приближенной к
структуре футболистов-мастеров.
3. Конкретизированы периоды с наиболее
благоприятными темпами роста различных качеств, что дает возможность
более эффективно строить учебный процесс.
4. Вскрыты аспекты организационного
характера, отрицательно влияющие на становление технико-тактического
мастерства юных футболистов.
При существующей организации проведения
соревнований в границах рассматриваемого возраста (10-14 лет) и оценки
тренерского труда в работе с данным контингентом внедрение любой
теоретически прогрессивной методики не обеспечится на практическом
уровне. Отсутствует мотивация в кропотливой работе над индивидуальным
технико-тактическим образованием юных футболистов.
Мы предполагаем, что направленное
формирование индивидуальной ТТП возможно лишь при наличии
организационных предпосылок, обеспечивающих жизнеспособность и приоритет
технико-тактического направления в УТП с юными футболистами. |