Суббота, 20.04.2024, 05:10                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [24]
СЦЕНАРИИ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ [43]
УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ [29]
УРОКИ ФУТБОЛА [18]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ФИЗКУЛЬТУРА » УРОКИ ФУТБОЛА

Срочная информация и ее влияние на учебно-тренировочный процесс
10.07.2012, 12:49

Что мы понимаем под срочной информацией? Это те данные, которые поступают в ходе проведения УТП или соревнований: результаты игровой деятельности, тестирования, врачебного контроля. Мы будем рассматривать только данные соревновательной деятельности, так как показатели тестирования и врачебного контроля хотя и влияют на построение УТП, но скорее в виде незначительных корректировок тактического характера, тогда как показатели соревновательной деятельности юных футболистов могут иметь стратегическое влияние на планирование и проведение УТП.

Положением о спортивных школах определяется основная задача СДЮШОР как «…подготовка спортсменов высокой квалификации, способных пополнять составы кандидатов в сборные команды страны, республики, команды мастеров по игровым видам спорта». Основное количество учебных часов в программах отводится на изучение техники и тактики игры. Здесь противоречий нет, так как основная ориентация – достижение технико-тактического мастерства – соответствует факторной структуре спортивного успеха высококвалифицированных футболистов. Для достижения спортивного результата в играх детей и подростков в первую очередь нужны другие качества. И, как уже говорилось выше, факторная структура детей и футболистов-мастеров различна. Если соревновательную деятельность у детей рассматривать как органическую составляющую УТП, как контрольную работу и не более того, противоречий тоже не возникает. Но при жесткой привязке к результату соревнований до 13-14 лет, когда «во главу угла», ставится первенство города или республики, уже игровая деятельность становится определяющей и главенствующей. Все становится с ног на голову и вот уже в УТП вносятся не тактические, а стратегические корректировки, подстраивая его к игровой деятельности.

Вопрос: так ли это на самом деле? В середине 1980-х годов мы провели анкетирование тренеров-преподавателей, имеющих высокую спортивную или тренерскую квалификацию, работающих в ведущих СДЮШОР г. Москвы (в частности, «Спартак», ЦСКА, «Торпедо», ФШМ, «Динамо»).

85 процентов опрошенных назвали успешное выступление в соревнованиях как основную задачу, на которую они сориентированы спортивным руководством, это характерно и для сегодняшнего дня. Эффективность работы тренера – это по-прежнему занятое место в соревновании (в частности – первенстве г. Москвы). Когда это положение может быть правомерно? При условии, когда структура спортивного успеха у квалифицированных и юных футболистов если не идентична, то сопоставима. Иначе говоря, чтобы основная задача (подготовка квалифицированного резерва) и частная задача (выступление в соревнованиях) решались бы одинаковыми средствами. Увы, этого быть не может по причине возрастных различий. Анатомо-физиологические, психологические отличия детей и подростков, подростков и взрослого человека – неопровержимый факт.

Действительно, практика показывает насколько велико влияние первенства г. Москвы на УТП, когда неудовлетворительные очковые показатели решают судьбу тренера. Особую актуальность это приобретает в ведущих СДЮШОР, где сосредоточены лучшие игроки. На тренерских советах после прошедших туров руководство спортшкол хотя и обращает внимание на качественную сторону игровой деятельности и на словах призывает тренеров к большему созиданию в игре, – в большинстве случаев это просто лукавство. Явно не туда направлены приоритеты руководителей, очковые показатели и итоговое место в турнирной таблице перевесят все. Если команда показывает невзрачный, безликий футбол, но регулярно пополняет очковый баланс школы, то тренера в худшем случае только пожурят, да и то несильно. Турнирные показатели ниже 3-4-го места, даже в случае должного технико-тактического уровня команды и проявления индивидуального мастерства игроков, являются аргументом для вынесения оргвыводов по работе тренера. Специалист, пришедший ему на смену, будет ориентироваться прежде всего на достижение очкового результата, как на основу своего благополучия. Правильно ли это? Не должно нам уподобляться поведению персонажа басни Крылова «Свинья под дубом», ведь большинство понимает: не будет корней (многолетней работы технико-тактического характера) – не будет и плодов (высокого индивидуального мастерства).

Возможно ли такое, когда команда в возрасте 10-14 лет, практикующая красивый, атакующий футбол, имея в составе индивидуально сильных игроков, не попадает в число призеров. Футбольные ортодоксы, конечно, скажут, что это невозможно, хорошо играешь – выигрываешь, плохо играешь – проигрываешь, и возраст здесь значения не имеет. Однако если присмотреться повнимательнее, положение, когда техничная команда, играющая в комбинационный футбол, проигрывает мощной и рослой, но примитивно играющей команде, вовсе не редкость. Масса случаев, когда рослые игроки-акселераты делают по команде тренера длинные безадресные передачи с последующей силовой борьбой за мяч, где те же акселераты ее и выигрывают. Главное – подальше от ворот, неважно как. К сожалению, такая практика распространена, и игры детей превращаются в бездумную скоростно-силовую битву. Этому факту есть и научные подтверждения [1; 40]. Если техничный игрок получит мяч в центре поля и попробует обыграть или сыграть в стенку и ошибется, не дай Бог, многократно, и если после такой ошибки соперник еще и гол забьет – опалы со стороны тренера не миновать. В следующий раз наказанный игрок выберет примитивное, но «надежное» решение игровой ситуации. Вот так и существует порочный круг: запланированный результат соревнований – очковая баталия – соответственный УТП, который сориентирован на текущую игровую деятельность со всеми вытекающими последствиями.

Как же тренеру нужно построить УТП, чтобы не проигрывать?

Во-первых, основное внимание сосредоточить на атлетической подготовке и умении вести скоростно-силовые действия.

Во-вторых, немало времени надо потратить на групповые взаимодействия, где допускается минимум импровизации, зато с большой долей натаскивания. В игре принимать в основном элементарные решения в режиме полуавтомата.

В-третьих, ставится командная игра, как правило, исключающая короткие и средние передачи, обводку в первой и второй зонах. Лучше сделать длинную передачу-удар, подальше от своих ворот. Ну и что из того, что неточно, зато надежно, а атлетическая подготовка поможет выиграть борьбу и послать мяч дальше и еще раз побороться. Так можно и до четвертой зоны добраться, а там кто-то обыграет и забьет. На какие-либо нестандартные решения в этих зонах накладывается «табу». Ведь это грозит при неустоявшихся навыках потерями мяча и, соответственно, голами в свои ворота и недобором очков. Это может распространяться и на третью зону. Мяч в этих зонах принимать опасно – можно его потерять. Поэтому принимается решение его отбить ближе к воротам соперника, желательно верхом, с последующей силовой борьбой.

Как сопротивляться такой тактике игры соперника? Предположим, что тренер обладает прогрессивными методиками и владеет эффективными средствами для быстрого становления технико-тактического мастерства. Грамотно построен учебный процесс с точки зрения перспективы. Его воспитанники по сравнению с соперником – весьма сообразительные и техничные футболисты. Брака в исполнении технико-тактических приемов будет меньше, чем у соперников. Однако в условиях, когда игры проходят на полях стандартных размеров, этого недостаточно для победы в возрасте 10 до 13-14 лет. Навыки в этом возрасте легко «ломаются», особенно при скученности игроков (специфика в играх детей на большом поле, отсюда дефицит времени и примитивные решения), а также наличии атлетичного соперника. Надежности в игровых действиях с уровнем 60-65%, которая позволила бы контролировать ход игры, на этом этапе обучения достичь практически невозможно. Счастливчик – тренер, имеющий в распоряжении 7-8 игроков, обладающих хорошей техникой и функциональными возможностями. В младших возрастах это большая редкость, скорее это достигается на рубеже 14 лет, когда возрастает надежность ТТД и технико-тактический фактор постепенно становится решающим. А как же играть до 14 лет? Пытаться играть в умный, техничный футбол и проигрывать или сопротивляться примитивной игре соперника его же средствами, добывая очки. Увы, получается, что «против лома нет приема…», и абсолютное большинство тренеров выберет второй вариант.

Какие будут вытекающие последствия? Многолетнему обучающему УТП с контрольными играми, способствующими становлению индивидуальной ТТП при существующих условиях проведения соревнований и оценки тренерского труда места нет! В итоге талантливых выпускников СДЮШОР настолько мало, что невозможно даже полноценную сборную страны создать, и на международной арене мы видим то, что видим. К сожалению, такой «очковой» болезнью, ставшей уже хронической, охвачена не только Москва, хотя в регионах это проявляется не так остро. В Петербурге тоже есть первенство города, в котором участвуют 10 команд. Однако по-настоящему сильных школ только две – «Смена» и «Зенит», остальные значительно уступают в мастерстве двум первым. Понятно, что при большом преимуществе в игре есть возможность индивидуальных технико-тактических проявлений. Тогда процесс обучения, даже при условии, когда юные футболисты играют на больших полях, страдает значительно меньше. Город на Неве по численности населения, климатическим условиям, количеству спортивных школ и материальной базе явно уступает г. Москве, однако результат работы там явно выше. Есть возможность планомерной подготовки игроков и в других региональных футбольных центрах, с проведением краткосрочных отдельных турниров в каждом возрасте (например, в г. Ярославле на базе СДЮШОР «Шинник»). Подчеркиваю: турниры до 13-14-летнего возраста должны быть отдельным соревнованием для каждой возрастной группы; общеклубного зачета до 14 лет быть не должно!Кстати, подобная практика осуществляется за рубежом, она, безусловно, была бы полезна и для российского футбола.

Еще одна злободневная тема. В г. Москве в СДЮШОР при командах мастеров создали интернаты, куда приглашаются одаренные футболисты из регионов. Соответственно, из этих регионов наметился отток перспективных спортсменов. Хорошо, если в интернаты попадают уже индивидуально-сложившиеся игроки, не ранее 15-16 лет (на сегодняшний день – с 12-13 лет). Это тот возраст, когда футболиста уже более-менее «видно». Тогда и со «своими» работать надо и становлению мастерства уже не помешать. Когда технико-тактический фактор постепенно становится решающим и занимает положенное ему место, тренеры, ориентированные на спортивный результат, начинают наверстывать упущенное в индивидуальной ТТП.

Кто же из иногородних юношей попадает в команды мастеров? Мощный интернат выигрывает первенство г. Москвы, а попадают в команды мастеров… в основном москвичи. Это обстоятельство не должно пройти незамеченным. В частности, руководство «Локомотива» уже решило больше уделять внимания доморощенным футболистам.

Итог таков – обедняются регионы и не пополняются московские команды мастеров. Но зато выигрывается первенство г. Москвы. И постепенно у московских тренеров ведущих СДЮШОР подсознательно укореняется мысль: «Чего с этими малышами возиться, вот подойдет время интерната и решатся все вопросы». Соответственно, нижестоящие по рангу школы пополняются изгнанными москвичами из «интернатовских» СДЮШОР. И тренеры этих школ тоже поджидают этот момент, чтобы усилиться. Конечно, интернат нужен, спорить по этому вопросу бессмысленно. Но только для того, чтобы приглашать наиболее выдающихся региональных представителей, а не для того, чтобы «дыры» в своей команде латать, показывая некомпетентность в проведении УТР с детьми. Увы, когда на повестке стоит первенство города – все средства хороши! И пока это существует, грабеж регионов и неполная заинтересованность в работе с юными футболистами 7-12-летнего возраста будет процветать.

Сказанное – проблема давно наболевшая и требующая разрешения. Необходимость провести исследование и досконально изучить положение дел по подготовке резервов в крупнейшем футбольном центре страны – г. Москве давно назрела. Нужен был фактический материал с цифровыми выкладками и четкими практическими рекомендациями.

В начале 1980-х годов в ходе проводимых исследований предполагалось, что причина замедления роста технико-тактического мастерства юных футболистов кроется в следующем:

– недостаточно эффективно построен УТП, ориентированный на немедленный спортивный результат в соревновательной деятельности;

– имеются организационные несовершенства в подготовке резервов, в частности, в правилах и условиях проведения соревнований.

Но прежде чем анализировать это предположение (которое полностью подтвердилось в ходе исследований), необходимо познакомиться с особенностями соревновательной деятельности юных футболистов и сравнить их с данными высококвалифицированных спортсменов. О содержании игровой деятельности юных футболистов судили по количественно-качественному выполнению ТТД. Надо отметить, что данные, полученные при записи игр, большей частью соответствуют ранее проводимым исследованиям [15; 16; 26].

Количественная сторона сравнительных данных, приведенных в таблице 9, определяется выполнением ТТД за одну минуту игрового времени.

Таблица 9
Показатели ТТД команд разной квалификации

* Юные футболисты 11-12 лет; первенство г. Москвы, 10 игр, 1985 г.

** 50-й чемпионат СССР, 15 игр.

Окончание табл. 9

Какие же основные различия между юными и квалифицированными футболистами мы наблюдаем? По количеству ТТД:

– футболисты-мастера выполняют коротких и средних передач на 50% больше, по общему количеству передач превосходство на 41%, по единоборствам вверху на 34%, по перехватам на 42%, по общему количеству ТТД на 26%;

– у юных футболистов в 3,5 раза больше длинных передач и единоборств внизу на 19%.

По остальным показателям достоверных различий нет.

По надежности выполнения ТТД:

- футболисты-мастера значительно точнее выполняют все виды передач, перехваты, преимущество по качеству выполнения общего количества ТТД составляет 18%; интересно, что по точности попадания в створ ворот различия недостоверны.

Полученный материал о различиях в соревновательной деятельности не был бы полным при отсутствии данных о структуре ТТД. Следующая таблица (табл. 10) говорит о вкладе различных технико-тактических приемов в общее количество проведенных ТТД в процентном отношении.

Таблица 10
Показатели вкладов различных технико-тактических
приемов в общем количестве ТТД в процентном отношении

* Отношение длинных передач к общему количеству передач.

** Отношение единоборств внизу и вверху к общему количеству единоборств.


Результаты сравнительного анализа показывают следующее. Ведущими компонентами игровой деятельности как юных, так и квалифицированных футболистов являются одинаковые технико-тактические приемы. Во-первых, это передачи мяча; во-вторых, это различные единоборства. Остальные составляющие представлены в меньшем количестве. Однако по общему вкладу ведущих компонентов и внутри них обнаруживаются существенные различия. Преимущество футболистов высшей квалификации над детскими командами по вкладу показателя общего количества передач мяча составляет 12,3%. В свою очередь у юных футболистов выявляется больший вклад единоборств на 9,3 %, а по соотношению их различных видов можно сказать, что у юных выявляется преобладание единоборств внизу, а у квалифицированных – единоборств вверху.

У команд СДЮШОР чаще встречаются длинные передачи при соотношении 1 : 3 (одна передача длинная на три коротких и средних передач), у команды мастеров ЦСКА пропорции иная 1 : 25.

Остальные показатели по их вкладу в общее количество ТТД заметных различий не имеют.

В целом различия по надежности и структуре ТТД юных и квалифицированных футболистов в следующем:

1) у юных меньше коротких и средних передач, их выполнение менее надежно;

2) у юных больше длинных передач, но их выполнение почти в два раза менее надежно;

3) у юных больше единоборств внизу, у квалифицированных – вверху;

4) у квалифицированных футболистов выше плотность игры за счет выполнения большого количества коротких и средних передач.

Принимая во внимание тот факт, что в существовавшей практике в 1980-е годы в СДЮШОР зачислялись мальчики 7-8 лет, и к 11-12 годам они имели стаж занятий 4-5 лет, результаты, полученные при обследовании соревновательной деятельности юных футболистов, следует считать низкими. Надежность ТТД составляет всего 52% и колеблется в пределах от 45% до 55%. В целом совокупность причин неудовлетворительной ТТП далее нами рассматривается. Однако необходимо сразу отметить, что большое количество длинных безадресных передач с последующими единоборствами становятся, по-видимому, следствием не только дефицита времени на оценку ситуации и принятие адекватного решения, но и недостаточно эффективного УТП.

Результаты исследований двадцатилетней давности ставит вопрос об их актуальности в настоящее время (книга была написана в 2004-2005 гг.). С 2000 г. в Москве стали интенсивно строиться поля с искусственным покрытием. С 2004 г. соревнования на первенство г. Москвы было решено проводить только на полях с хорошим травяным или искусственным покрытием. Это, конечно, должно было сказаться на содержании игровой деятельности. Возможно, на качество игры влияют не возрастные особенности и не УТП, не организация проведения соревнований без учета возрастных возможностей юных футболистов, а просто плохие поля.

Следующие табл. 11, 12 – сравнительные показатели игровой деятельности 12-летних футболистов и высококвалифицированных футболистов. Игры юных футболистов на турнире, который, по сути, является неофициальным первенством г. Москвы, проводились в 2004 г. Условия проведения игр были стандартными. Фиксация ТТД и ГТД квалифицированных футболистов проводилась с помощью видеозаписи чемпионата России 2004 г. (игры с участием команд «Локомотив», ЦСКА, «Зенит», «Торпедо»).

Таблица 11
Показатели ТТД юных футболистов 1992 года рождения (12 лет)
и футболистов команд-мастеров Высшей лиги
Таблица 12
Показатели ГТД юных футболистов 1992 года рождения (12 лет)
и футболистов команд-мастеров Высшей лиги
Окончание табл. 12

Сравнивая данные игровой деятельности юных футболистов в 2004 г. и показатели двадцатилетней давности, с уверенностью можно сказать, что кардинальных изменений не произошло. Однако у детей общее количество ТТД увеличилось в среднем на одно действие в минуту, в том числе на одну треть за счет всех видов передач. Вероятная причина – тенденции к интенсификации игровых действий во взрослом футболе, отсюда и возросшая плотность игры у детей. Расчеты на то, что с улучшением качества полей резко повысится качество игры не оправдались. Надежность ТТД на уровне 50%, – показатель безусловно низкий.

Двадцать лет назад мы применяли аудиозапись для расшифровки игр. На данный период времени видеозапись – более прогрессивный и более точный метод регистрации игровых действий. Был несколько видоизменен метод фиксации (трактовка) перехватов, отбора и единоборств внизу. Поэтому стали возможны и небольшие разночтения. Но в целом мы констатируем стабильную тенденцию как надежности, так и процентного соотношения применяемых ТТД юными футболистами.

На данном этапе наблюдается отсутствие различий в плотности игровых действий в единицу времени у детей и взрослых. Несколько подравнялись показатели в количестве длинных передач. По точности ударов по воротам лидируют дети. Этот факт можно объяснить разницей в противодействии при нанесении ударов. Однако основные различия детского и взрослого футбола остаются неизменными,и нет смысла еще раз их перечислять.

Табл. 11 и 12 показывают различия в надежности и плотности конструктивных действий у детей и взрослых. Во всех показателях, характеризующих надежность выполнения комбинаций, преимущество футболистов-мастеров весьма значительное. Есть различия в структуре коллективных действий и сложности выполняемых групповых взаимодействий.

Можно сопоставить данные ТТД и ГТД и составить собственное мнение о структуре и надежности игровой деятельности и также поразмышлять.

1. Мы наблюдаем низкое качество выполнения технико-тактических приемов в игровой деятельности детей. Можно ли путем совершенствования УТП добиться положительных изменений? Что нужно изменить в УТП, чтобы сблизить структуру игры детей и взрослых, возможно ли это?

2. Меры организационного характера можно свести к двум направлениям: объективная оценка эффективности учебно-тренировочной работы и организация проведения соревнований. Могут ли меры организационного воздействия повлиять на качественную сторону игры и ее структуру? Что необходимо сделать, чтобы устранить негативные факторы, мешающие осуществлять планомерную подготовку юных футболистов?

Категория: УРОКИ ФУТБОЛА | Добавил: admin | Теги: уроки физкультуры, методическая работа учителя физкуль, обучаем играть в футбол, уроки футбола, спортивные игры
Просмотров: 1250 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru