В этой главе мы поговорим о составляющих
или факторах, которые являются основой для планирования многолетнего
УТП, какие критерии необходимы для его правильного построения. Ответ
вроде бы лежит на поверхности: нужна информация о всестороннем
функционировании футболиста высокой квалификации, а если проще – надо
знать требования, предъявляемые к игроку команды мастеров высшей лиги.
Понятно, что при отсутствии информации и знаний о цели, которую надо
достичь, на положительный результат можно не рассчитывать.
Итак, нам надо знать основные составляющие,
которые определяют результат игровой деятельности в
высококвалифицированных командах. Но как реализовать работу по
формированию этих составляющих в спортшколах? Логичный ответ: необходимо
строить многолетнюю подготовку на основе тех приоритетов, которые
имеются в команде мастеров и которые должны быть документально
зафиксированы. Какие документы регламентируют работу по многолетней
подготовке футболистов? Как известно, функционирование спортивных школ
осуществляется на основании двух основополагающих документов: положение о
ДЮСШ и СДЮШОР и учебных программ по видам спорта для спортивных школ.
Основная задача СДЮШОР, определенная в этих документах, – подготовка
игроков в команды мастеров. В учебных программах 1981 и 1985 годов
приводятся годовые планы-графики распределения учебных часов для каждого
возраста начиная с 8 лет. Кажется, чего же проще, соблюдай
рекомендации, придерживайся программы, учебных планов и результат будет
достигнут. Практика, однако, опровергает наши ожидания. Значит, если нет
результата, можно предположить, что где-то имеется сбой. Вероятны три
предположения: или программа по каким-то причинам не выполняется, или
она в корне не верна и находится в отрыве от намеченной цели, или
внутреннее содержание программы (методическая часть) не соответствует
правильной форме (общей структуре и количественным характеристикам).
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо четко определить те
информационные составляющие, на которые можно опираться и которые
являются основой для планирования долгосрочного УТП. В ходе анализа
библиографических источников и педагогических наблюдений такие
составляющие были найдены.
Предлагаем к рассмотрению и анализу следующие:
1) факторная структура успешного ведения игровой деятельности футболистами разной квалификации;
2) модельные характеристики высококвалифицированных футболистов;
3) сенситивные периоды в развитии качеств;
4) данные срочной информации (игровая деятельность, тестирование, экспертные оценки, врачебный контроль). |