Данная
составляющая рассматривается первой с целью выявления приоритетных
направлений в УТП. Футболисту требуется разносторонняя подготовка.
Учебный план должен охватывать все стороны деятельности спортсмена,
желательно в тех пропорциях, в которых они оказывают влияние на
эффективность игровой деятельности у футболистов высокой квалификации.
Если не знать точно, какой из видов подготовки имеет большее влияние на
спортивный результат, эффективное почасовое распределение учебного
материала не представляется возможным. К тому же представляет интерес
сравнение факторов, влияющих на спортивный результат у детей, юношей и
взрослых.
Несмотря на дефицит материала в
исследованиях этого направления, представляем общую структуру
спортивного успеха по данным, полученным известным тренером К.А.
Шперлингом, Д.В. Рыбиным, а также автором этой книги.
8-10 лет (ГНП, 1-3-й год обучения):
– физическая подготовка и техническая подготовка;
– физическое развитие;
– тактическая подготовка (ориентировочный компонент игровой деятельности).
11-14 лет (УТГ, 1-4-й год обучения):
– физическая подготовка;
– физическое развитие;
– техническая подготовка;
– тактическая подготовка.
– Футболисты-мастера (высшая лига):
– технико-тактическая подготовка;
– физическая подготовка;
– физическое развитие.
Исследования К.А. Шперлинга (1976) были
проведены в начале 1970-х годов, тридцать лет назад, но выявленная
факторная структура спортивного успеха, несмотря на отдаленный по
времени срок, сохраняется и по сей день. Далее, при рассмотрении
модельных характеристик видно, что структура ТТД футболистов высокой
квалификации на протяжении последних шестнадцати лет хоть и претерпела
изменения, но их нельзя считать существенными.
Применение большой группы тестов не
оставляет сомнения в глубине проведенного исследования. Для оценки
физической подготовки применялись 9 тестов (в том числе пять беговых:
20; 30; 60; 300 м и челночный бег), для оценки технической подготовки – 5
тестов, психологическая часть тестирования включала исследование
оперативного мышления и перцептивные функции (свойства внимания).
Выявленные статистически значимые факторы как у детей на момент начала
занятий (мы обозначили этот период как ГНП), так и у
высококвалифицированных футболистов охватывали более 70% дисперсии
первичных признаков. Это говорит о широком охвате разносторонней
деятельности футболиста.
Выявляется различное влияние факторов на
спортивный результат на разных стадиях подготовки. Конкретизируя общую
структуру, отметим следующее.
На этапе ГНП.Ведущие в структуре –
физическая и техническая подготовка, которые тесно связаны между собой:
комплекс физических качеств и показатели техники и координации (30,5%),
референтная роль – скоростно-силовые качества и показатели специальной
координации. Фактор физического развития (17%) достаточно весом, но все
же он по значимости только второй. Далее – фактор скорости и скоростной
выносливости (12,3%), где центральное место – стартовая скорость.
Тактический компонент (11,2%) в этом возрасте разобщен, обособлен от
моторного потенциала и решающего значения в эффективности игровой
деятельности не имеет.
Выводы, полученные Д.В. Рыбиным (2001) на
основе факторного анализа, проведенного с начинающими футболистами 10-ти
лет (после двухгодичного обучения), в целом не противоречат изложенному
выше.
Наиболее важные факторы, определяющие достижения высоких результатов юными футболистами на начальных этапах обучения, следующие:
• 29% – техническая подготовленность;
• 21% – морфофункциональные возможности
(12% – функциональные возможности и 9% – физические возможности);
ведущие показатели: рост, вес, ЖЕЛ, артериальное давление;
• 15% – физическая одаренность; ведущие показатели: прыжок с места, удар на дальность.
На практике данные выводы проявляются
следующим образом. Преимущество получает тот, кто смог быстрее своих
сверстников овладеть необходимым минимумом технических приемов. Этому
ученику доверяют больше играть и команда первоначально строится вокруг
таких начинающих футболистов, они в игровой обстановке выглядят
предпочтительнее своих товарищей, более рослых и мощных, но не освоивших
технические приемы.
На этапе УТГ. В исследованиях, проведенных в
середине 1980-х годов автором этой книги, в качестве частной задачи
было выявление факторной структуры эффективности игровой деятельности
футболистов 10-12-летнего возраста. Для решения этой задачи был проведен
факторный анализ по 39 показателям, которые отражают достаточно полно
многообразие деятельности юных футболистов. Тестирование включало 10
показателей физической подготовки, которые проводились и оценивались по
методике В.Г. Макаренко (1985), 5 тестов по технической подготовке,
количество и надежность выполнения ТТД в официальных играх. Были взяты
показатели физического развития (рост стоя, вес, становая сила, ЖЕЛ) и
учтен ориентировочный компонент игровой деятельности с оценкой
оперативного мышления, скорости приема и переработки информации и
свойств внимания. При этом анализе были выделены 7 факторов, в
совокупности охватывающие 75,7% дисперсии выборки.
В первый фактор (23,4%) вошли все
показатели физической подготовленности, наиболее значимые – скорость
бега, скоростная и общая выносливость.
Второй фактор (14,5%) отражает уровень
физического развития. Самый значимый здесь показатель – рост стоя. Эти
два фактора можно признать ведущими в структуре.
Третий фактор (11,75%) отражает надежность
ТТД в игровой деятельности, основное – точность выполнения общего
количества передач в процессе игр.
В остальные факторы вошли показатели,
характеризующие возможности игроков в сфере интеллекта, свойств внимания
и специальной ловкости.
На основании полученных результатов было
сделано заключение о ведущей роли физической подготовки и физического
развития. На данном этапе подготовки технико-тактический компонент не
является решающим фактором, влияющим на спортивный результат. Наше
заключение подтверждают данные К.А. Шперлинга в исследовании структурных
показателей у подростков и ряд других работ [1; 6; 23; 65; 66]. В
спортивных играх наблюдаются похожие закономерности [39;40; 53; 100; 119].
Данные выводы подтверждает практика –
наиболее яркие проявления наблюдаются на играх первенства г. Москвы.
Далее, раскрывая четвертый фактор (данные срочной информации), этот
злободневный вопрос будет подробно нами рассматриваться – будет дан
анализ игровой деятельности юных футболистов и возможные пути
преодоления сложившихся негативных тенденций. Сейчас же подчеркнем
безусловный приоритет мощных и сильных в физическом плане игроков,
которые приобрели к этому времени элементарное техническое оснащение, и
их преимущество над более техничными и сообразительными, но не окрепшими
сверстниками.
На этапе спортивного совершенствования.В результате исследований К.А. Шперлинга выявилось 3 фактора (73% общей дисперсии выборки).
В первый фактор (41,3%) вошли показатели
двигательных и психических качеств, непосредственно связанных с
технико-тактическим мастерством и эффективностью игровой деятельности:
– двигательные показатели, преимущественно определяющие уровень технических возможностей;
– ориентировочный компонент игрового действия;
Второй фактор (20,1%) составил комплекс скоростно-силовых качеств.
Третий фактор (12%) содержит:
– комплекс психических качеств в сфере сенсомоторики;
– показатели, характеризующие физическое развитие.
Как видно, наибольший вклад дают первые два
фактора, что позволяет считать их наиболее существенными. В результате
спортивный успех достигается за счет технико-тактических возможностей и
моторный компонент направлен на их реализацию.
Надо констатировать, что не только в
футболе имеет место возрастная подвижка факторов, обуславливающих
спортивный результат. В спортивных играх наблюдаются похожие
закономерности. В работе С.А. Самойлова (1989) выявлена статистически
достоверная взаимосвязь эффективности соревновательной деятельности и
психологических характеристик хоккеистов высшей квалификации. В то же
время морфофункциональные характеристики в большинстве случаев имеют
несущественные статистические взаимосвязи.
Хотелось в связи с данной информацией
отметить следующее. В последнее десятилетие многие эксперты отмечают
возросшую роль физической подготовки. Наблюдается увеличение плотности
игры, что значительно сокращает свободное пространство для выполнения
ТТД и время на принятие решений. Несомненно, за прошедшее время игра
стала более контактной. Когда мы будем рассматривать второй фактор и
анализировать игровую деятельность футболистов высокой квалификации
(модельные характеристики высококвалифицированных футболистов), то будем
наблюдать стабильные тенденции. Это дает нам право рассматривать
приведенную факторную структуру как ведущий аргумент при многолетнем
планировании УТП и распределении учебных часов.
К сожалению, в структуре не рассматривается
психологический фактор, затрагивающий сферу психологии личности,
весомый на этапе спортивного совершенствования, и фактор, который можно
было бы назвать командной тактикой. Эти показатели просто не были
рассмотрены и проанализированы. Интересно, что при опросе
тренеров-преподавателей о факторной структуре эффективности игровой
деятельности, большинство из них отмечают, что фактор психологической
подготовки в структуре необходимо учитывать, при этом они ставят его по
значимости ниже основных показателей во всех возрастных группах.
В целом анкетирование тренеров выявило
отсутствие консолидированного мнения о влиянии различных видов
подготовки на спортивный результат. Даже в одной спортивной школе
наблюдается несовпадение взглядов. Проще говоря, основной тренерский
состав не владеет информацией по этому вопросу. Но бывают и исключения. В
свое время ЗМС В.Б. Бубукин, работая в ЦСКАТ и проводя УТП с юными
армейцами, четко определил место каждой составляющей в факторной
структуре эффективности игровой деятельности на различных этапах
подготовки.
Приведу коллективное мнение двадцати
тренеров-преподавателей СДЮШОР «Шинник» (г. Ярославль), полученное в
ходе проведения семинара в 2004 г.
8-10лет (ГНП):
– техническая подготовка и физическое развитие;
– физическая подготовка;
– тактическая подготовка (ориентировочный компонент игровой деятельности).
11-14лет(УТГ):
– физическая подготовка и техническая подготовка;
– тактическая подготовка;
– физическое развитие.
– Футболисты-мастера (высшая лига):
– тактическая подготовка;
– техническая подготовка;
– физическая подготовка;
– физическое развитие.
Как видно из приведенной структуры, мнение
тренеров совпадает с экспериментальными данными, в частности, по
высококвалифицированным и начинающим футболистам, но есть и серьезные
различия по юношам. Безусловно, значение ориентировочного компонента у
юношей возрастает с каждым годом. Вероятно, в период с 15 до 17 лет, по
завершению полового созревания, факторная структура меняется в пользу
технико-тактического компонента. Однако до 13-14 лет на фоне акселерации
решающим остается фактор физической подготовки и физического развития.
Неслучайно наибольший отсев из УТГ наблюдается как раз в возрасте 14 лет
(до 20%).
Очень важно применение изложенного
материала на практике и его использование при планировании УТП и
распределении тренировочных часов по видам подготовки. Если программа не
сориентирована на факторную структуру игровой деятельности
высококвалифицированных футболистов, невозможно получить требуемый
результат.
Как же в программе реализуется основная
задача по подготовке футбольных резервов и какое ее приоритетное
направление? Чтобы это выяснить, мы провели расчет по распределению
учебных часов по видам подготовки в процентном соотношении.
Данные, приведенные в табл. 1,
свидетельствуют о приоритете ТТП на всем протяжении обучения. Очевидно
отсутствие противоречий между ведущими компонентами факторной структуры
спортивного успеха высокой квалификации и учебной программы. Это значит,
что форма построения многолетнего УТП в целом верна. Следовательно,
выполнение программы привело бы к положительному конечному результату –
подготовке квалифицированного резерва.
Однако команды мастеров ощущают дефицит
одаренных футболистов. Выпускники спортивных школ ограничены в
технико-тактических возможностях.
Таблица 1Распределение учебных часов по видам подготовки в процентах (программа 1981 г.)Из трех первоначальных причин остаются две:
– требования программы не выполняются или выполняются частично;
– требования программы в основном выполняются.
Однако при наличии правильной формы,
методическое содержание не отвечает требованиям практики. В итоге
конфликт: форма – содержание. Это может быть серьезным тормозом на пути
становления спортивного мастерства. |