Во время игры раскрываются скрытые способности
ребенка: кто-то, оказывается, хорошо рисует и
может подготовить плакаты и рисунки для
проведения конкурса, кто-то пишет стихи, а кто-то
будет страстным болельщиком. Я не первый год
провожу этот урок. Из года в год вносятся
изменения, меняется урок, меняются дети, но
постоянно то, что после проведения его долго
остается состояние праздника, блеск в глазах
детей.
Когда начинаем изучать тему "давление”, я
спрашиваю ребят: "Как вы относитесь к тому, чтобы
провести урок в форме КВН?”. Объясняю, что это
игровой урок, но к нему придется готовиться не
только мне, но и им, что надо будет прочитать
дополнительную литературу, самостоятельно
выбрать вопросы для соперников. И всегда в ответ
получаю согласие. Самое главное то, что принять
участие в подготовке к уроку, согласны все
ребята. Они рисуют плакаты, часами сидят в
библиотеке.
Игра рассчитана на 45 минут. Класс делится
пополам. Заранее идет распределение
обязанностей: 7 человек команда вместе с
капитаном, художники, болельщики.
Команды сами выбирают себе название. Например:
"Веселые ребята” и "Мушкетеры”.
Ход урока.
Звучит музыкальная заставка:
"Мы начинаем КВН.
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого…”
Учитель:
Мы начинаем наш необычный урок. Он,
действительно, никого не оставит в стороне.
Учитель представляет членов жюри (это
свободные от уроков учителя), команды и их
капитанов. Состязание состоит из 6 конкурсов: [2]
- Конкурс "Приветствие”. Это визитная карточка
команды – максимальная оценка 3 балла.
- Конкурс "Разминка” – 5 баллов.
- Конкурс "Путешествие” – 5 баллов.
- Конкурс болельщиков. 3 балла.
- Конкурс "Эрудитов” - 7 баллов.
- Конкурс капитанов. – 5 баллов.
После жеребьевки команды по очереди
представляют свое "Приветствие”, в котором
они обосновывают свое название и говорят свой
девиз.
Команда "Мушкетеров” объясняет свое название
тем, что они "как мушкетеры” очень смелые,
находчивые. Они могут найти выход из любой
ситуации и, потому, их девиз: "Вперед! Только
вперед, к победе!”.
Вторая команда объясняет свое название тем, что
они очень веселые, остроумные. Им это очень
помогает в учебе и поможет в игре. Их девиз:
"Дайте нам точку опоры, и мы победим!”, а также
поют свою песенку:
Дорогого Архимеда не забудем никогда.
Свойства жидкости и газа
Будем помнить мы всегда.
Будем в ванне мы купаться,
Слово "Эврика!” кричать,
Если опыт нам удастся,
Можем Землю мы сдвигать.
После каждого конкурса жюри объявляет
результат.
Следующий конкурс "Разминка”.
Команды подготовили по 5 вопросов, которые
поочередно задают друг другу.[3,4] На обсуждение
вопроса дается по 20 секунд.
Вопросы:
- В два одинаковых сосуда налили одинаковые
объемы воды и керосина. В каком сосуде давление
на дно будет больше?
(В сосуде с водой, так как плотность воды больше). - Зачем у лопаты верхний край, на который
наступают, изгибают, а лезвие лопаты заостряют?
(В первом случае – чтобы уменьшить давление на
стопу, во втором – чтобы увеличить давление на
землю). - Какой ученый первый указал на существование
атмосферного давления?
(Отто фон Герике) - Кто первый придумал воздушный шар, и кто первый
совершил кратковременный полет?
(Братья Монгольфье. Путешественники – овца,
петух, утка). - Почему водным животным не нужен прочный скелет?
(Средняя плотность живых организмов населяющих
водную среду мало отличается от плотности воды,
поэтому их вес почти полностью уравновешивается
Архимедовой силой). - От сжатия легких объем кита уменьшается, что
уменьшается вместе с ним?
(Выталкивающая сила). - Почему на земле гусь тяжелый, а на воде легкий?
(Особенности поведения тел на воде связаны с
малым трением и наличием выталкивающей силы). - Почему Торричелли для опыта выбрал ртуть?
(У ртути плотность больше, чем у остальных
жидкостей). - От чего зависит сила Архимеда?
(Сила Архимеда зависит от плотности жидкости, от
объема погруженной части тела). - Где легче плавать: в пресном озере или море?
(Плотность морской воды больше, чем плотность
обычной воды).
Следующий конкурс – "Путешествие”.
Одной команде предстоит путешествие в горы (на
высоту до двух километров). Второй - на дно озера
(на глубину не более 40 метров).
Команда, отправляющаяся в горы, должна
объяснить: как они будут определять высоту
подъема, имея барометр; какой рюкзак они выберут;
что они будут чувствовать, поднимаясь в гору.
Команда, отправляющаяся под воду, рассказывает
о своем снаряжении, в которое входят баллоны со
сжатым воздухом, маски, ласты. Желательно назвать
фамилии изобретателей акваланга (Ж. Кусто и Э.
Гальяна). На рассказ им дается 3 минуты, на
подготовку 10 минут.
Пока "путешественники” готовятся, мы
приступаем к конкурсу – болельщиков.
Его еще можно назвать "Отгадай!”. Поочередно
выходят по одному болельщику от каждой команды,
берут карточку, читают ее. Затем мимикой и
жестами показывают своей команде, что в ней
написано.[2] Болельщики в течение одной минуты
должны отгадать, что они изображают. Задания
заключаются в следующем: надо изобразить
воздушный шар, шар Паскаля, сообщающиеся сосуды,
опыт Торричелли, фонтан, барометр.
За это время "путешественники” подготовили
свой рассказ и представляют его.
Следующий конкурс – "Эрудитов”.
Приглашаются по 3 участника из каждой команды.
Получают кроссворд с заданием. За 5 минут они
должны его разгадать.
Вопросы к кроссворду:
- Единица давления. (Паскаль)
- Итальянский ученый, впервые измеривший
атмосферное давление. (Торричелли)
- Прибор, применяемый для определения глубины
морей, действие которого основано на явлении
отражения ультразвука. (Эхолот)
- Аппарат, предназначенный для изучения морских
глубин. (Батискаф)
- Прибор для измерения атмосферного давления.
(Барометр)
- Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
- Глубина, на которую судно погружается в воду.
(Осадка)
За это время жюри проводит оценку плакатов,
которые готовили команды. (На конкурс
представляются плакаты в поддержку своей
команды и рисунки по тематике КВН).
Эрудиты сдают кроссворд. Ключевое слово –
АРХИМЕД.
Последний конкурс – конкурс капитанов. Он
состоит из двух частей. Первая часть – это
конкурс блиц. Учитель называет слова, а капитаны
по очереди (быстро) должны ответить, что это:
физическая величина, фамилия ученого или единица
измерения.
- Давление (физическая величина).
- Манометр (прибор для измерения давления).
- Сила (физическая величина).
- Торричелли (итальянский ученый).
- Барометр (прибор для измерения атмосферного
давления)
- Паскаль (единица измерения и фамилия ученого).
- Ареометр (прибор).
- мм. ртутного столба (единица измерения).
Вторая часть – капитанам предлагается
провести свой первый урок по физике так, чтобы
ученики заинтересовались и полюбили предмет.
Жюри подводит общий итог и объявляет результат. |