Цель – расширить представления
детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных, формировать
способность детей выражать свое отношение к природе через практическую
деятельность.
Рассмотреть с детьми иллюстрации,
изображающие лиственные деревья, зверей родного края зимой, а также
зимующих птиц, личинки насекомых, зимующих под корой деревьев.
Рассказать, как готовятся растения и животные к зиме. Познакомить со
строением птиц, обратив внимание на их разные крылья, лапы, носы,
объяснив такое различие тем, что птицы обитают в разной среде (проводят
большую часть жизни в воздухе, плавают, живут на земле), по-разному
питаются. Почитать рассказы В. Бианки «Разведчики» и «Чей нос лучше», Г.
Скребицкого «Навстречу весне».
Деревья к зиме перестают питаться, расти,
погружаются в глубокий сон. Листья выделяют много тепла, в них находится
влага, которая может замерзнуть, поэтому лиственные деревья сбрасывают
свою листву. Сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и
предохраняют корни от вымерзания. На каждом дереве есть своеобразный
панцирь, который защищает растение от мороза. Все лето, каждый год
откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую пробковую
ткань. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в
ее порах и не дает источиться теплу из живого тела дерева. Чем старше
дерево, тем толще в нем пробковый слой. Поэтому старые, толстые деревья
легче переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкой корой на
стволиках и ветках.
Знатоки зверей рассказывают, как звери
приготовились к зиме. Звери надевают зимние шубы с более густым
волосяным покровом. Одни звери впадают в спячку, другие прячутся под
снегом. А те, кто не спит, должен много двигаться: бегать, прыгать,
летать, чтобы раздобыть себе пищу. Если животные сыты, им не страшен
мороз. Возможно, удастся увидеть белку.
Знатоки птиц рассказывают о зимующих
птицах, чем они питаются, подчеркивая, что многие насекомоядные,
например большой пестрый дятел, зимой питаются семенами сосны и ели,
орехами, желудями. Поползни и пищухи тоже предпочитают плоды и семена. А
синицы едят как насекомых, так и растительную пищу. Малый же пестрый
дятел не изменяет своих привычек и продолжает есть насекомых. Сначала
следует понаблюдать за птицами, которые обитают на сосне, а затем на
рябине, березе и других деревьях.
В лесу можно видеть разных птиц: дятла, синиц, поползня, пищух в одной «столовой».
Предводителем у них – пестрый дятел с
красным околышком на шапке. У него нос, как пика. Он им пробивает
насквозь кору. Он командует отрывисто и громко: кик! кик!
За ним летят разные синицы: гренадерки в
высоких остроконечных шапках, пухлячки, похожие на короткий гвоздь с
толстой шляпкой, черномазые московки. Тут же в отряде пищухи в буреньких
шинельках с носами – шильцами и поползень в голубом мундирчике, с белой
грудью и острым, как кинжальчик, носом…
Дятел долбит кору и острым, крепким, как
игла, языком вытаскивает из нее короедов. Поползень кружит по стволу
вниз головой и просовывает свой тонкий нос в каждую скважину коры, где
заметит какое-нибудь насекомое или его личинку. Пищухи бегут по стволу
снизу и поддевают их своими кривыми носами-шильцами. Веселой ватагой
крутятся на ветвях синицы. Они осматривают каждую дырочку, каждую
щелочку, и ни одна крошечная личинка не ускользает от их быстрых глаз и
проворных клювов.
На опушке соснового леса лакомятся ягодой
рябины снегири и свиристели, дрозды-рябинники. Теребят березовые
сережки, шелушат ольховые шишечки, подвесившись на тонких веточках
красноголовые чечетки.
Следует также отметить, что некоторые
птицы на зиму переселяются ближе к человеку, и в городе можно увидеть
ворон, сорок, галок, синиц, снегирей, свиристелей.
Начать прогулку можно с игры «Найди
дерево», называя детям разные деревья и предлагая найти их. Знатоки
деревьев должны охарактеризовать известные деревья, рассказать о том,
как они приготовились к зиме.
Поискать личинки насекомых на деревьях и послушать информацию знатока насекомых.
Знаток воды должен рассказать о том состоянии воды, которое удастся увидеть в день прогулки.
Знаток воздуха рассказывает о воздухе: какого цвета небо, о роли воздуха для животных и растений зимой.
Фенолог рассказывает об изменении погоды с наступлением зимнего сезона.
Штурман ведет команду и вычерчивает маршрут, реммастер перед прогулкой проверяет, у всех ли в порядке рюкзаки и т. д.
Поручить детям понаблюдать, какие
изменения произошли с их именным деревом, как чувствует себя их дерево,
какие птицы посещают их кормушки. Сравнить изменения, произошедшие в
лесу и около их дерева, окопать свое дерево снегом. |