Какой бы гласные не стоял за звуком Ш, он всегда будет твёрдым.
Например: ШИНА, ШЕСТЬ, ДАЁШЬ.
Звук Щ всегда будет мягким, какой бы гласный за ним не стоял.
Например: ЩАВЕЛЬ, ЩУКА, ПЛОЩАДЬ.
1. Прочитай слова, распредели их по столбикам.
КЛЕЩИ, ШИЛО, ОШЕЙНИК, УГОЩЕНИЕ, ОБЕЩАТЬ, ОШИБКА, МЕШАТЬ, РАЗМЕЩАТЬ, ПЛЕЩУТ, ШЁПОТ, ШЕЯ, УЩЕЛЬЕ, ЩЁКИ, ПОМОЩЬ, ХОЧЕШЬ
2. Прочитай написанные слова. Найди разницу в произношении, написании и значении этих слов. Объясни ее.
ЧАША – ЧАЩА
ПОМЕШАТЬ – ПОМЕЩАТЬ
ЗАЩИТА – ЗАШИТА
ШЁЛК – ЩЁЛК
ПРОЩУ – ПРОШУ
УКРОЩАТЬ – УКРАШАТЬ
ПИШУ – ПИЩУ
Придумай предложения с этими словами (выборочно) и запиши их.
3. В словосочетаниях пропущены буквы Ш ли Щ. Ручкой синего
цвета впиши пропущенный твёрдый согласный Ш, а зелёной ручкой впиши
мягкий согласный Щ.
___ирокая пло___адь
Поло___у в воде ___ерстяное и ___ёлковое платья
Боль___ой кипя___ий котёл
Выра___иваю и ку___аю ово___и
За___ищаю ово___ехранили___е
Запиши проработанные словосочетания под диктовку.
4. Закончи предложения словами, в которых была бы буква Ш или Щ.
· На большой площади продаются разноцветные ________________________ .
· Бабушка сорвала в огороде листья ____________________.
· Миша поймал в озере леща и большую _______________.
· В нашем шкафу висит кожаный _____________________ .
· Дедушка вытащил гвоздь клещами из _________________. 5. Прочитай слова. Еще раз вспомни: звук Ш – всегда
твёрдый, а звук Щ – всегда мягкий. После устной проработки запиши
словарный диктант.
ПИЩАТЬ, ПИШУ, ШЕСТЬ, ЩЕКА, ПРИШИТЬ, РАЗМЕЩАТЬ. ЗАЩИЩАТЬ, ОБЕЩАТЬ,
МЕШАТЬ, ЩАВЕЛЬ, ТРЕЩАТЬ, РЕШАТЬ, НАВЕЩАТЬ, ВЕШАТЬ, УГОЩУ, УКУШУ, ЩЕБЕТ,
ШЕЛЕСТ.
6. Составь графические схемы для подчёркнутых слов.
· Кошка подошла к клетке, и щеглы всполошились.
· Щенок Черныш тащит ящик с вещами.
· Деревья шумели тревожным шумом, и не было слышно щебета птиц.
· Товарищи пришли на помощь другу.
· Дедушка восхищался этим послушным ребенком.
· Стоял страшный шум – на реке трещал лёд. |