Пятница, 19.04.2024, 08:28                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [22]
МАТЕМАТИКА [4]
ФИЗИКА [37]
ИНФОРМАТИКА [22]
ХИМИЯ [23]
БИОЛОГИЯ [20]
ГЕОГРАФИЯ [42]
ИСТОРИЯ [37]
МУЗЫКА [24]
ОБЖ [40]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ » НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов начальная школа - детский сад
01.06.2012, 17:37
Описывается система коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с трудностями в обучении, разработанная и апробированная на основе опытно-экспериментальной работы в Институте коррекционной педагогики РАО на протяжении 14 лет. Такое обучение способствует подготовке к школе пяти-шестилетних детей, укреплению их здоровья, коррекции негативных особенностей их развития. Руководящим принципом при определении стратегий и технологий обучения и воспитания детей указанной категории является идея профилактики и ранней коррекции в развитии.

    Особую социальную и педагогическую значимость имеет внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного и школьного учреждений.

    По данным различных исследователей, количество таких детей в дошкольном возрасте достигает до 25%, среди учащихся общеобразовательной школы - 20 - 30% от детской популяции младшего школьного возраста.

    Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

    Одним из ведущих признаков этого состояния является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего такие дети в шестилетнем возрасте не способны к длительным (в течение 30 - 35-минутного занятия или урока) волевым усилиям и сосредоточенности. По клиническим данным, у большинства детей с трудностями в обучении отмечаются признаки слабо выраженной органической недостаточности ЦНС.

    Своевременная психолого-медико-педагогическая помощь таким детям в дошкольном возрасте является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

    Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается ее результат. Однако пока коррекционно-развивающие занятия с детьми, испытывающими трудности в усвоении дошкольной программы, ведутся в весьма ограниченных масштабах в немногочисленных специальных детских садах и группах для детей с ЗПР при массовых дошкольных учреждениях.

Отсутствие в настоящее время широкой сети хорошо налаженной консультативно-диагностической службы приводит к тому, что родители и педагоги образовательных учреждений не могут получить квалифицированную помощь в решении проблем, препятствующих успешному обучению ребенка. В общеобразовательной школе открываются различного вида компенсирующие классы: адаптации, здоровья, интенсивного развития, индивидуализированного обучения и т.д.

    Опытно-экспериментальная работа, проводимая Институтом коррекционной педагогики на протяжении четырнадцати лет, позволила разработать и апробировать организационные формы и содержание обучения, способствующего подготовке к школе пяти-шестилетних детей, укреплению их физического здоровья, коррекции негативных особенностей их развития.

    Руководящей идеей при определении стратегий и технологий обучения и воспитания детей указанной категории является идея профилактики и ранней коррекции отставания в развитии.

    В предлагаемой ниже системе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей дошкольного возраста организация работы ведется в двух основных направлениях: диагностическом и коррекционно-развивающем.

    Диагностическое направление работы обеспечивается комплексным динамическим наблюдением за ребенком специалистами консилиума образовательного учреждения. В состав консилиума по приказу директора учреждения вводится логопед, учитель-дефектолог, практический психолог, врач, воспитатель или учитель начальных классов. В обязанности консилиума входит изучение состояния здоровья ребенка (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенности развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, в детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни, дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности (педагогическое изучение).

Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации: установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков ее достижения, выработка адекватного его состоянию подхода со стороны всех взрослых, выделение сильных сторон, на которые можно опереться в коррекционной работе, анализ хода развития и результаты педагогической работы.

    Второе направление - коррекционно-развивающее - предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида (наряду с типичными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе педагога-дефектолога, воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения.

    Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом с группой (10 человек) или по подгруппам (5 - 6 человек) в первой половине дня по подготовке к обучению грамоте и собственно обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по развитию элементарных математических представлений. Подгруппы организуются с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. Занятия по подгруппам чередуются с работой, организуемой воспитателями. Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты обследования детей фиксирует в протоколах, что помогает ему планировать индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций и операций (развитие фонетико-фонематических представлений, мелкой моторики, пространственного гнозиса и мнезиса, внимания, памяти, операций анализа, сравнения, обобщения и т.п.). Аналогично этому организуется работа психолога и логопеда.     Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре проводят занятия с целой группой детей (по игре, трудовому обучению, изобразительному искусству, физкультуре, музыке, ритмике), придавая важное значение коррекционной работе в процессе занятий.

Организация указанных видов работ может осуществляться в коррекционно-развивающих группах общеобразовательных детских садов комбинированного типа, а также компенсирующего вида с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием. Для детей, не посещающих детский сад, могут открываться группы кратковременного пребывания. В этом случае ребенок может приходить на занятия к логопеду, дефектологу, психологу или на общеразвивающие занятия в зависимости от потребностей в коррекции.

    Для шести-семилетних детей, у которых обнаруживается неготовность к школьному обучению, в комплексе "Начальная школа - детский сад", в школе или в детском саду могут открываться диагностические коррекционно-развивающие классы (первый и второй). Успешность усвоения специальной коррекционной программы в течение одного-двух лет, в которую введены разделы, направленные на формирование фонетико-фонематических представлений, звукового анализа, обогащение словаря, развитие речи, формирование общеинтеллектуальных и учебных навыков, служит показателем учителю - можно ли переводить ребенка на массовую программу или продолжать его обучение по коррекционным программам.

    При успешном освоении программы после одного-двух лет обучения дети могут перейти на традиционную систему обучения - тем самым сохраняется обучение в нормативные сроки ("год в год").

    Указанные формы организации специальной помощи детям с трудностями в обучении дошкольного и младшего школьного возраста не требуют дополнительных материальных затрат, так как укладываются в систему помощи детям с ЗПР при открытии для них специальных групп (1 дефектолог на 10-12 детей, 1 логопед на 15 - 20 детей, 1 психолог на учреждение, 1 врач на учреждение).

    Для описываемой системы работы разработаны программы фронтальных и индивидуально-групповых коррекционных занятий, базисный учебный план для детей 6-летнего возраста на один год, для детей 5-летнего возраста - на два года. Сроки индивидуально-групповых коррекционных занятий зависят от индивидуальных недостатков развития и могут ограниваться 56 занятиями и продолжаться до 120 занятий (2,5 - 6 мес) при ежедневном посещении одного занятия длительностью 25 - 30 мин.

Рекомендации по предельной наполняемости классов, воспитательных групп, групп продленного дня в специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах), детских домах и домах-интернатах, дошкольных учреждениях, специальных классах и группах в профессионально-технических училищах, общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах и дошкольных учреждениях общего типа, утвержденные Министерством образования РСФСР и согласованные с Министерством финансов РСФСР 16.07.91 №09215

Дети, имеющие отклонения в развитии
Количество детей в классе (группе)
ранний возраст
(до 3 л)
дошкольный возраст
(с 3 до 7 л)
школьный подростковый и юношеский
(с 7 до 18л)
Нарушения речи:
 
с тяжелыми нарушениями речи
с фонетико-фонематическим нарушением речи и нарушением произношения отдельных звуков
до 6
-
до 10
до 12
до 12
-
Нарушения слуха:
глухие
слабослышащие и позднооглохшие
 
до 6
до 6
 
до 6
до 8
 
 
до 6
до 10 (I отд)
до 6 (II отд)
Нарушения зрения:
слепые
слабовидящие
с косоглазием и амблиопией
 
до 6
до 6
до 6
 
до 6
до 10
до 10
 
до 8
до 12
-
Нарушения опорно-двигательного аппарата
до 6
до 8
до 10
С задержкой психического развития
до 6
до 10
до 12
Умственно отсталые
до 6
до 10
до 12
С глубокой умственной отсталостью
-
до 8
до 10
Со сложными дефектами
до 5
до 5
до 5
Категория: НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ | Добавил: admin | Теги: методическая помощь учителю начальн, педсовет, методсовет, школа молодого учителя, дидактические материалы к урокам в
Просмотров: 2593 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru