Среда, 24.04.2024, 05:39                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ [22]
МАТЕМАТИКА [4]
ФИЗИКА [37]
ИНФОРМАТИКА [22]
ХИМИЯ [23]
БИОЛОГИЯ [20]
ГЕОГРАФИЯ [42]
ИСТОРИЯ [37]
МУЗЫКА [24]
ОБЖ [40]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ » МУЗЫКА

Сказки о музыке к урокам "Как определить размер такта. Дирижирование. Темп. Метроном"
24.06.2012, 00:33
— Почему господин Метр так странно размахивал руками? — спросила Ася Сольмину.
— О, это его любимое занятие! Он дирижирует, или, как он любит говорить, наводит порядок. Иногда он так увлекается, что может часами ходить, напевая. Я расскажу тебе дальше, что же происходит с длительностями, когда они попадают в такт Господин Метр сказал тебе, что все они подчиняются музыкальному размеру. А чтобы определить размер, нужно узнать, сколько долей в такте. Ведь эти доли никак не обозначаются на нотном стане, но все музыканты их обязательно чувствуют Ты, наверное, слышала, как танцоры, чтобы! не сбиться со счета, произносят: "раз-два, раз-два", или "раз-два-три, раз-два-три", или "раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре", причем всегда на "раз" делают акцент Это они доли считают Посчитаем доли в нашей песенке:
 
__             __             __                  __
Ма-лень-кой    ё -  лоч -ке   хо-лод-но    зи   -  мой

Чтобы мелодия зазвучала правильно, ты обязательно должна считать очень ровно "раз-два" и успеть "поместить" в каждую долю либо одну четверть, либо две восьмые или тянуть половинку до тех пор, пока не сосчитаешь "раз-два". Это очень помогает играть ритмично.
— А что мне делать, если я пою? Ведь я же не могу одновременно петь и считать?
— Все очень просто! Если ты поёшь и руки у тебя не заняты игрой, ты можешь помочь себе, дирижируя, то есть показывая руками доли такта.
— Прямо как настоящий дирижер? — воскликнула Ася.

— Чтобы дирижировать как настоящий дирижер, нужно разучить несколько простых движений. Например, ты хочешь спеть мелодию на две четверти. Сколько в такте долей? Две. Значит, тебе нужно их показать: рука движется вниз — "раз", рука движется вверх — "два":
Если ты знаешь, что каждый взмах руки равен одной четверти, то тебе будет очень удобно во время движения руки петь или одну четверть, или две восьмые. Одна маленькая девочка говорила мне, что когда она дирижирует, то представляет себе, что взмах — это ниточка, а она нанизывает на нее бусинки. Смотри:


Только кисть когда опускаешь проводи не ровно вниз, а по дуге. И точно также обратно.
      
            Раз-И       Два-И          Так будет лучше.
Если тебе нужно спеть мелодию в размере три
четверти, то рука должна показать три доли — одну сильную и две слабые, "рисуешь" рукой треугольник:

Размер четыре четверти придется поучить подольше: вниз — влево — вправо — вверх.


— А как мне понять размер, если я только слышу мелодию, но не вижу нот?
— Это получится не сразу, но простые размеры ты научишься различать довольно быстро. Внимательно слушай акценты в музыке, ведь ты знаешь секрет: акцент — начало такта! После того как ты различишь в мелодии акценты, попробуй посчитать доли. Этому легко научиться так: ты сидишь за столом и акцент должна "шлепнуть" рукой по столу перед собой, — это будет сильная доля, а остальные доли, слабые, нужно отправить в сторону; только обязательно каждый акцент нужно "шлепать" в одном месте, перед собой. Сразу хочу предостеречь тебя от одной ошибки. Твоя рука не должна стучать ритмический рисунок. Никаких разных длительностей! Только ровные-ровные удары. Лучше, если ты доли будешь считать вслух.
Не волнуйся! Ты не сможешь определить размер с первых же звуков, но, пока не кончится мелодия, ты сможешь сделать несколько попыток посчитать, сколько слабых ударов делает рука после акцента. Здесь нужна только небольшая тренировка.

— А как я узнаю, какими длительностями измеряется такт — четвертями или восьмыми? Может быть, три удара — это три восьмых, а не три четверти. Ведь есть же такой размер три восьмых?

— я так и знала, что ты задашь мне какой-нибудь хитрый вопросик. Да, восьмые короче четвертей, а сколько длится четверть и сколько восьмая, точно-точно тебе никто не скажет. Сколько длится секунда или минута — это точно знают, известно по часам, а сколько длится четверть, можно сказать только приблизительно. Ну, например, приложи руку к своему сердцу и — почувствуй его удары. Если ты спокойна, то чередование ударов похоже на чередование четвертей.
Тут Ася и Сольмина заметили, что рядом с ними оказался господин Метр. — Извините меня, пожалуйста, но я просто вынужден прервать ваш интересный разговор. Мне кажется, что вам обязательно понадобится моя помощь.
Асе показалось, что господин Метр волнуется и поэтому говорит очень быстро.
— Все дело вот в чем, милая девочка, — на этот раз медленно заговорил господин Метр. — Музыка может звучать быстро, медленно или спокойно (умеренно), примерно так же, как речь.
"Ага, — подумала Ася, — господин Метр все время говорит по-разному, то быстро, то медленно, даже странно как-то, Я тоже иногда начинаю говорить быстро, это бывает, когда я хочу рассказать что-нибудь интересное. Вот однажды..."
Тут Асины мысли прервались, так как господин Метр опять заговорил быстро-быстро.
— Музыка, музыка... Она такая разная. Запомни, Ася: скорость движения музыки называется темпом. Темп, ах какое это слово! Только я не люблю, когда говорят: "В темпе, в темпе!" — и играют быстрее, быстрее! Медленный темп, — господин Метр опять начал растягивать слова, как в красивом сне...
это так чудесно, все движется медленно.
Тут в руках господина Метра оказался предмет странной формы. Когда открылась дверца, Ася увидела стрелку на ней гирьку и много-много цифр.
И Ася вспомнила, что видела этот предмет на рояле у своего учителя.
— Это метроном, — важно произнес господин Метр. Его стрелка, раскачиваясь, как маятник у часов, отсчитывает определенное количество ударов в секунду. Стоит гирьку сдвинуть вниз — стрелка начнет раскачиваться и стучать быстрее, сдвигаешь наверх — медленнее. Если композитор захочет, чтобы его произведение исполнили точно в темпе (быстром, медленном или умеренном), то в нотах он не только укажет название темпа, но и напишет рядом длительность и цифру
к которой нужно подвинуть гирьку метронома. Например:  = 60. Вот тогда будет точно известно, сколько длится эта четверть!

Господин Метр стал передвигать гирьку то вверх, то вниз, стрелка раскачивалась то медленнее, то быстрее. Он так увлекся, что перестал всех замечать. А Ася вдруг сообразила: "Ах, вот что напоминает мне сам господин Метр! Его черный сюртук, стрелка вместо галстука, его странная речь, то быстрая, то медленная... Интересно, он обидится, если я скажу ему об этом?"
Музыкальный метр — это пульс музыки.- услышала она.
Обернулась, но рядом уже никого не было.
Категория: МУЗЫКА | Добавил: admin | Теги: уроки музыки в школе, сказки о музыке, дидактический материал по музыке, игровой материал к урокам музыки, дополнительный материал к урокам му
Просмотров: 3038 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru