-Позвольте представиться, мое французское имя означает клавишный. Голос у него негромкий, хрупкий. Говорит, будто бусинки на стол сыплются.
- Пожалуйста, любезный Клавесин, раскройтесь Перед
нами побольше.
Клавесин открыл крышку. А под крышкой струны, много их, сразу не сосчитать — от
коротких тонких до длинных толстых. Кого же он так напоминает? Конечно же,
элегантный, как Рояль.
- Ничего удивительного, — пояснил Клавесин. — Рояль, считайте, мне сын родной.
- Неужели?! Такая знаменитость. . . Вы вправе гордиться. . .
- Я ведь сердце ему свое отдал, то есть клавишный механизм. Ради него от личной
жизни отказался. Представьте, сто лет молчал — весь прошлый XIX век. Ах, эти
дети! Мы, родители, смотримся в них, как в зеркало, свою молодость вспоминаем.
Грустная
нотка про звучала в его голосе, но без слез, без надрыва. Умеет себя в руках
держать. Вот что значит старое благородное воспитание!
— Наверное, и ваша жизнь, уважаемый Клавесин, знала настоящие взлеты?
— Еще бы. . . До рождения Рояля и потом, пока он силу не набрал,
— во времена пудреных париков
— я. Клавесин, был чуть ли не самой заметной фигурой в музыкальном мире. Я был
лучшим другом музыкантов. Меня можно было видеть в гостиных, салонах, кабинетах
по всей Европе. . . Да, я знаю, что такое слава!
И в минуту ликования он, в руках себя держал.
не горячился, голос до крика не повышал.
— Достойная жизнь у вас позади!
— Не обижайте, я не считаю себя музейным инструментом. Я долго молчал, но
в начале XX века снова вышел на концертную эстраду. Потому что понял:
Клавесин и Рояль не помеха друг другу, — у каждого свой
характер и своя музыка. Мне, Клавесину, по сердцу музыка, сочиненная в старые
времена специально для меня. Мой особый поклон любителям старинной музыки.
Вот какие замечательные личности встречаются среди музыкальных инструментов.
Как же начиналась история инструментов семьи Клавесинов.
Все началось с простой мысли: не щипать больше струны пальцами, как повелось
с древнейших времен, а взамен придумать механизм. Теперь, когда палец нажимал на
клавишу, на другом конце рычага металлический штырек, вроде гвоздика,
касался струны. Новый инструмент стал называться Клавикорд (клавес- ключ,
клавиша. Хорда -струна). Что только не перепробовали хитроумные мастера стараясь
усовершенствовать струнный клавишный инструмент! Клавишный Механизм приводил в
движение и кожаные лепестки, и смычки из конского волоса. А победило воронье
перышко. Именно оно оказалось лучшим материалом для щипания струны, извлекая из
нее звук достаточно сильный и красивый.
В общем струнный щипковый инструмент вроде арфы, лютни, гитары,
но механизированный. -- можно сказать, комнатный, домашний (или по-старому
камерный) музыкальный станок.
Разные имена ему давали. По названиям видно, какую его особенность
хотели подчеркнуть . Называли его английской шахматной
доской в честь английских мастеров и еще, наверное, потому, что он имел вид
настольного ящика, шкатулки. В Англии именовали его также вёрджинал, то
есть девический, что, возможно, намекало на его нежный голос.
Итальянцы предпочитали имя клавичембало,
проще - чембало, что означало: цимбалы (особый струнный щипковый инструмент) с клавишами. Имел он клички
крыло и жираф (современный рояль тоже ведь по форме крыло огромной
птицы напоминает; жирафом звался инструмент с вертикально расположенными
струнами).
В немецких землях его знали больше под именем
клавир, в переводе — клавишный. И французское название клавесин
на клавиши внимание обращало. Французское имя этого инструмента оказалось самым
стойким. |