— Лично у меня, — подал голос знаменитый инструмент по имени Фортепиано, - все началось с удара. Можно сказать, это был
счастливейший удар судьбы.
— О каком ударе вы говорите, уважаемое Фортепиано?
— Смотрите же!
Фортепиано раскрылось, взмахнув огромным черным крылом — крышкой.
Удивительная картина предстала передо мной! Деревянные молоточки ведут какую-то
игру с металлическими струнами. Их очень много — и молоточков, и струн.
Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно,
словно в испуге, отскакивают обратно.
Кажется, будто они хотят застать струны
врасплох, появляясь в самых неожиданных местах — то поодиночке, то группами. И
струны рокочут от бешеных наскоков молоточков, и плачут, будто задетые за живое,
и нежно поют под ласковыми прикосновениями. И смеются, и ликуют, и негодуют, и
печалятся, и вздыхают. . . Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игра
зовется Фортепиано?
— Имя мое, — объяснил инструмент, — от двух итальянских слов: форте
и пиано. По-русски меня следовало бы звать Громкотихо.
— До обидного простое имя у такого замечательного инструмента! Да вы достойны
самого звучного имени на свете!
— Что ж, меня называют также Рояль, что в переводе значит королевский.
— Ваше величество! Разрешите поинтересоваться вашей королевской родословной!
— Извольте. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов:
род
Струнных,
род Клавишных и
род Ударных.
Мой прямой
предшественник, можно сказать, отец родной — благородный
Клавесин.
Он царил в музыкальном мире в XVII— XVIII веках. От Клавесина я унаследовал свою внешность и сердце — клавишный механизм.
Правда, сердце Клавесина билось иначе, чем мое: более бесстрастно и сдержанно —
от шипка струн перышками. Инструмент по имени Цимбалы, можно сказать, моя родная мать. Это натура
бесхитростная, вся на виду. Звучит от ударов палочками по струнам. Очень древний
инструмент, должен сказать. И сегодня еще живет в некоторых странах, народным
считается. — Когда вы родились. Ваше величество?
— Я появился на свет
в 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори. «Голос
у тебя, конечно, еще неотесанный, — сказал мне при рождении мастер — но, по
сравнению с Клавесином, есть в нем ценный дар: может по необходимости быть
громким или тихим. Будешь зваться отныне Фортепиано».
— Когда вы взошли на престол. Ваше величество?
Ответ был такой:
Клавесин
Пианино
— Примерно лет сто я жил в тени Клавесина, под его крылышком. Набирался
ума-разума. Ну, а потом Клавесин ушел на покой, в музей, а за мной утвердился
королевский титул.
— Конечно, музыканты в вас души не чаяли, как говорится, на руках носили,..
Засмеялся Рояль, мелким бисером звуков рассыпался:
— Хотел бы я посмотреть на таких силачей. Меня и на колесиках-то нелегко с места
сдвинуть. На невнимание к своей особе пожаловаться не могу. Композиторы стали
мне дарить лучшие свои сочинения,
а любители музыки повсюду меня встречали восторженными овациями. И тогда я
сказал себе: положение любимого инструмента обязывает. Буду совершенствоваться
без устали. И стал я внимательно следить за техническими достижениями.
— Неужели и в технике разбираетесь?!
— Как же, мне не обойтись без технических знаний. Помню, в 1812 году техническая
новинка появилась — научились люди тянуть стальную проволоку. Я тут же ее под
струны приспособил.
А знаете, с какой гигантской силой струны во
мне натянуты?
В
двадцать тысяч килограммов!
От такой нагрузки мой деревянный корпус прямо-таки
изнемогал. Что-то, нужно было придумать.
К счастью, в середине XIX века
научились металлурги плавитъ качественный чугун. Я тут же корпус свой чугунной
рамой укрепил. Да разве все расскажешь! Например, для хорошего удара молоточков
по струнам я трутовик, то есть древесный гриб, пробовал применить. А в конце
концов остановился на особо качественном войлоке. Вы думаете, я появление
электричества не заметил? Сразу обратил внимание. И по сей день электричеством
и электроникой горячо интересуюсь.
— Да вы само совершенство! Скажите, великолепный Рояль, есть ли у вас хоть один
недостаток?!
— Откровенно говоря, очень уж я на подъем тяжел и размерами неудобен. В
концертных залах прекрасно себя чувствую. А как с моей комплекцией по квартирам
ходить? Вот тут-то меня с успехом заменяет мой меньший отпрыск — ПИАНИНО.
Если
перевести его имя на русский язык, что-то вроде тихони получится. Но не думайте,
не такой уж скромненький инструмент это Пианино. Почти все. что и я делать
умеет. Зато комплекция совершено домашняя, всегда себе место в комнате отыщет.
|