Подготовительная работа:
устное изложение (подробное; выборочное) по фрагменту
рассказа К.Г.Паустовского «Жильцы старого дома».
Основные моменты урока подготовки к сочинению
1. Вводное слово учителя о задачах урока.
Повторение сведений о художественном описании, его отличии от делового
(научного) описания.
— Об одном и том же предмете можно рассказать по-разному. Мы читали и
пересказьвали описание музыкальной
шкатулки у Константина Георгиевича Паустовского — хрупкой старинной игрушки,
которая однажды, осенней ночью, подарила обитателям гулкого
старого дома несколько прекрасных мгновений.
Но, оказывается, подобную забавную
игрушку можно
«нарисовать» и музыкальными звуками. Сейчас вы услышите
вальс-шутку русского композитора Анатолия Константиновича Лядова. Постарайтесь
представить себе «героиню» пьесы, определите настроение, с которым рассказал о
ней композитор.
2. Слушание музыки.
3. Обсуждение музыкальньк впечатлений. Языковая подготовка.
Возможные вопросы для анализа пьесы.
Понравилась ли вам музыка? Чем? Какое настроение она у вас вызвала? Как
относится к игрушке композитор? Почему вы так решили?
Дальше учитель может обобщить обсуждение пьесы:
— Вы совершенно точно почувствовали
радостное, приподнятое настроение, которое вложил в этот
музыкальный «портрет» композитор. Действительно, это настроение созвучно тому,
которое возникло у героев рассказа «Жильцы старого дома», когда вдруг в тишине
спящего дома запела старинная шкатулка.
В музьке Лядова вы услышали голос другой игрушки — музькальной
табакерки.
Композитор жил в начале нашего века, когда в каждом доме были подобные заводные
механизмы, которые исполняли несложные мелодии:
популярные танцы, песенки. Каких только музыкальных
предметов не было! И часы — настенные, напольные, настольные, в виде домиков с
танцующими куклами, замков, избушек на курьих ножках, звезд со множеством
сверкающих острых лучей. И шкатулки — маленькие, размером со спичечный коробок,
и большие, как кованые сундуки с замысловатыми замками. И шкафчики, где
хранились письма, ценные бумаги, драгоценные вещи...
Когда эти удивительные музыкальные ящички открывали (все
подобные звучапще предметы называли тогда музыкальными
ящиками), на весь дом раздавался хрустальный звон, затем щелчок — и все оживало:
крутились на пуантах хрупкие танцовщицы; поднимались и вновь преклоняли колена
благородные кавалеры; грациозно выплывали из игрушечных лесных зарослей лебеди;
раскрывались резные оконца в крохотном замке, и из них
вьглядывали любопытные кумушки; носился подпрыгивая рогатый чертенок; стройными
рядами маршировали бравые солдатики... И все эти волшебные картины сопровождала
негромкая, тоже «игрушечная» музыка.
Композитору Лядову очень нравились эти музыкальные ящики, и об одном из них он
написал шуточный вальс «Музыкальная табакерка». Пьеса очень понравилась публике,
ее часто исполняли на домашних концертах. Музыкальные критики с восторгом
писали, что Лядову удалось точно и остроумно передать звучание стaporo,
дребезжащего) от времени и беспрерывной работы механизма, у которого звуки то
спешат, то цепляются друг за друга, опаздывают и наконец замолкают из-за
неисправности устройства.
Обобщив
впечатления учеников, перейдите затем к языковой подготовке: выделите основные
микротемы для будущих описаний табакерки, предложите детям подробно и
выразительно охарактеризовать услышанную музыку.
Возможными заданиями могут стать следующие. Подобрать прилагательные, которые
передают особенности звучания игрушки. (Например: звонкое, хрупкое, хрустальное,
нежное, чарующее, загадочное, чистое, прозрачное, радостное и т.п.) Подумать,
как должна бьггь устроена табакерка, чтобы издавать такие звуки.
Помогите ученикам при ответе на вопрос прийти к выводу о том, что табакерка
должна быть небольшой по размеру, иметь изящное устройство, подобное тому, какое
имела старая шкатулка в рассказе Паустовского.
Завершая работу над лексикой, прочитайте снова фрагмент из рассказа Паустовского
о шкатулке, в котором описывается ее устройство, предложите ученикам
пофантазировать: как может быть устроена табакерка у Лядова, как она выглядит
(какую форму и размеры имеет, из чего сделана, как украшена, где и у кого жила и
т.п.).
4. Подготовка к завершающему слушанию пьесы.
Установка классу:
— Мы убедились, что о схожих предметах — музыкальных игрушках, заводных
механизмах, — можете вы напомнить ученикам, — можно рассказать по-разному:
словами, как это делает писатель, и средствами музыки, как это делает
композитор. Вы опишете ту игрушку, которую вам нарисовало воображение, когда вы
слушали вальс-шутку Анатолия Константиновича Лядова. Постарайтесь сделать это
так, чтобы читатель и сам очень захотел услышать пьесу и испытать чувства,
которые испытали вы, когда звучала музыкальная история старинной табакерки.
Прослушайте ее еще раз, чтобы выбрать самые точные и выразительные слова. Детские сочинения
1. «Когда слушаешь эту песенку, кажется, что в какой-то стране, в неизвестном
городе крохотные человечки устроили бал.
Танцуют человечки легко, как бабочки. Вместо оркестра поют чудесные птицы и
звенят хрустальные колокольчики... Мелодия напоминает лето, солнечное и теплое.
Она льется, как хрустальные руче11ки, освежая душу».
2. «Я, когда услышала пьесу Лядова, сразу представила себе стариннь
й
дом с белыми колоннами, большой зал, в котором было много
красивой мебели. В углу, около окна, стоял комод, на нем было
много невиданной красы предметов: маленькие изящные
статуэтки, часы с изумрудами, зеркальце на резной ножке, детские игрушки.
А в середине я увидела небольшой ящичек. Из него лилась удивительная музыка.
Я увидела, что это шкатулка, она была сделана из темного
блестящего дерева, теплого на ощупь. По бокам шкатулки
извивались золотые змейки, летели сказочные птицы, росли неизвестные цветы. Эти
узоры напомнили мне рисунок на старинной шали моей бабушки: по кругу завивались
спирали из тонкой пряжи, в середине цвел махровый мак с тысячью тычинок.
Но прекрасней всего была музыка шкатулки. Она звенела, как ледышки, которые
падали на хрустальный пол в доме Деда Мороза, и от этого звона все в зале тоже
начинало звучать нежно и радостно. А потом мелодия шкатулки менялась, словно
пела на веточке маленькая волшебная птичка.
Я решила открыть шкатулку и
посмотреть, кто же там так красиво поет. Под крышкой я увидела чудо: внутри
шкатулки был зал, такой же, как тот, куда я попала,
только маленький.
Были те же окна, тот же комод и такая же шкатулочка, маленькая-маленькая. Но
самое чудесное было то, что но этому зальчику бегала девочка с букетом
колокольчиков, и все они звенели, переговаривались на разные голоса. И я узнала
в девочке себя, только на той было надето очень красивое платье, обшитое
бубенчиками. И когда девочка подпрыгивала от радости, бубенчики тоже звенели,
как капельки жемчужной росы, скатывающейся с
цветков.
На подоконнике, в шкатулке, сидели птички, они выводили
чудесные рулады, пересвистывались, щебетали.
И все это вместе звучало, как волшебный оркестр, у которого девочка была
дирижером...
Прозвучали последние звуки Лядова. Кончилось чудо. Нет больше ни сказочного
зала, ни шкатулки. Но все равно в душе осталась радость, которую сотворила
музыка».
3. «...Мне очень понравилась музыка своим сказочным звучанием. Мне представился
зеленый луг, покрытый разноцветными цветами, и стрекоза с прозрачными крыл
ышками.
Она летела, замирала, призывая других бабочек и стрекоз
порезвиться на лугу. Бабочки не вытерпели и пустились в веселый
пляс, образовали большой хоровод, который был похож на венок сказочных цветов.
Все больше и больше бабочек, жучков и даже мух присоединялись к веселому
хороводу.
Вскоре вся полянка покрылась неугомонными насекомыми. И даже цветочки покачивали
головками и листочками, подбрасывая разноцветную пыльцу в воздух. От пыльцы
бабочки стали еще наряднее...»
|