Цель урока: расширение навыков решения
генетических задач
Задачи:
- Образовательные: изучить механизм
дигибридного скрещивания как метод изучения
наследственности объяснить цитологические
основы дигибридного скрещивания
- Развивающие: продолжить формирование
умений пользоваться генетической терминологией,
символикой, записывать схему скрещивания и
решетку Пеннета
- Воспитательные: развитие ключевых
компетенций
Тип урока: урок-исследование
Форма проведения: индивидуальная
Методы: исследовательская работа, практикум
по решению задач
Оборудование:
текст задач
План урока:
- Организационный момент
- Изучение нового материала
- Рефлексия
- Применение приобретенных знаний
- Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь.
2. Изучение нового материала. Сегодня на
уроке, мы продолжаем изучение закономерностей
наследования признаков. Прежде чем преступить к
работе послушайте легенду: Рассказывают, что
однажды ученики древнегреческого философа
Зенона обратились к нему с вопросом: "Учитель!
Ты, обладающий знаниями во много раз большими,
чем мы, всегда сомневаешься в правильности
ответов на вопросы, которые нам кажутся
очевидными, ясными. Почему?" Начертив посохом на
песке два круга, большой и малый, Зенон ответил:
"Площадь большого круга - это познанное мною, а
площадь малого круга - познанное вами. Как
видите, знаний у меня действительно больше, чем у
вас. Но все, что вне этих кругов, - это не
познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина
большой окружности больше длины малой,
следовательно, и граница моих знаний с
непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня
больше сомнений". Чтобы устранить ваши сомнения
при решении генетических задач, я предлагаю вам
побыть исследователями, и раскрыть механизм и
закономерности дигибридного скрещивания.
Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий
закон Г.Менделя. Имя нашего урока: Трудное
сделать легким, легкое привычным, а привычное
приятным.
Цель нашего урока: Изучить теоретические
основы третьего закона Г.Менделя, научиться
применять полученные знания для решения
генетических задач
Девиз урока: "Если есть труд - значит
будет и успех"
И так мы в лаборатории, наша задача изучить
закономерности дигибридного скрещивания. Какой
объект мы берем для изучения? Горох (объяснение
почему). Вспомните открывая свой первый и второй
закон Мендель брал один признак - цвет горошины
(желтый - доминантный, зеленый - рецессивный), мы
возьмем еще один признак - форма горошины
(гладкая- доминантный, морщинистая- рецессивный).
Запишите схему скрещивания, при условии, что
родительские организмы - гомозиготны по двум
парам признаков, определите фенотип и генотип
гибридов первого поколения.
Какие выводы можно сделать на основании
данного опыта? (учащиеся формулируют выводы)
- доминантные признаки - желтый цвет, гладкая
форма горошин
- родительские организмы - гомозиготны, гибриды
первого поколения- дигерозиготны
- в первом поколении проявляется первый закон
Г.Менделя " Закон единообразия"
Для того, чтобы выяснить несут ли в себе гибриды
первого поколения рецессивные признаки проведем
анализирующие скрещивание. Скрестил гибриды
первого поколения с гомозиготным организмом,
несущим две пары рецессивных признаков. Запишем
схему анализирующего скрещивания (ученик
работает у доски)
по фенотипу расщепление в соотношении 1:1:1:1
по генотипу
- 1 дигетерозиготный АаВв
- 1 гетерозиготный Аавв
- 1 гетерозиготный ааВв
- 1 гомозиготный ааввв
Вывод: Анализирующие скрещивание показало,
что гибриды первого поколения несут в себе
рецессивные признаки
Проведем второй опыт, скрестим гибриды первого
поколения друг с другом (работают
самостоятельно). Проблема как записать гаметы, и
формулы гибридов (формула, решетка Пеннета)
В результате скрещивания он получил 556 семян,
гибридов второго поколения, из которых (доска)
315 - желтые гладкие (доска)
101 - желтые морщинистые
108 - зеленые гладкие
32 - зеленые морщинистые
По генотипу в соотношении 9:3:3:1
Посчитайте соотношение для каждой пары
альтернативных признаков, какую закономерность
вы наблюдаете? (доска)
Г: М= 423: 133/ 3:1
Вывод: дигибридное скрещивание - это два
моногибридных скрещивания, идущих независимо
друг от друга.
На основании проведенного опыта сформулируйте
закон для дигибридного скрещивания?
Какие цитологические закономерности лежат в
основе дигибридного скрещивания?
Вывод: Изучаемые признаки должны
располагаться в разных парах гомологичных
хромосом, именно случайное расположение пар
гомологичных хромосом на экваторе в метафазе1 и
последующие разделение в анафазу 1,2 ведет к
разнообразию сочетания аллелей признаков в
гаметах.
3. Рефлексия.
Исходя из проделанной работы, какие выводы вы
можно сделать
4. Контроль знаний
Задачи
5. Домашнее задание (текст задач)
У кроликов черная окраска меха доминирует над
белой окраской. Рецессивным признаком является
гладкий мех. Какое потомство будет получено при
скрещивании черного мохнатого кролика,
дигетерозиготного по обоим признакам, с черной
гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому
признаку?
При скрещивании черного петуха без хохла с
бурой хохлатой курицей все потомство оказалось
черным и хохлатым. Определите генотипы родителей
и потомства. Какие признаки являются
доминантными? Какой процент бурых без хохла
цыплят получится в результате скрещивания
гибридов во втором поколении?
Отец с курчавыми волосами (доминантный признак)
и без веснушек и мать с прямыми волосами и с
веснушками доминантный признак) имеют троих
детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы.
Каковы генотипы родителей и детей?
Урок окончен. Спасибо. До свидания. |