Вторник, 23.04.2024, 09:18                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [91]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [31]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » БИОЛОГИЯ » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Особенности организации моллюсков, их происхождение. Многообразие моллюсков, их значение в природе
03.04.2012, 19:45
Система понятий урока: моллюски, мантия, мантийная полость, раковина, нервные ганглии, тёрка, пищеварительная железа, брюхоногие, двустворчатые, головоногие, щупальца, присоски, чернильная железа, жемчужница, устрицы, мидии, морской гребешок, кальмары, слизень, прудовик, каури, конус, теребра, тридакна, беззубка, тередо, осьминог, каракатица.
Задачи: выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности; определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными; познакомиться с систематикой моллюсков и значением их в биоценозах; продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, раковин.
Средства наглядности: натуральные: влажные препараты обыкновенного прудовика или виноградной улитки, раковины моллюсков; изобразительные: таблицы с изображением моллюсков разных классов, рисунки из учебника и других книг.
 
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.
II. Изучение нового материала.
Моллюски (от лат. molluscus – мягкий), или мягкотелые, – обособленный тип беспозвоночных животных, произошедших от древних многощетинковых кольчатых червей. Однако тело моллюсков не сегментировано как у кольчатых червей, поэтому одни зоологи полагают, что моллюски произошли ещё на заре эволюции от очень древних сегментированных кольчатых червей (на это указывает, в частности, отложения кембрийского и силурийского периодов), а затем в процессе эволюции моллюски утратили сегментацию в строении тела; другие зоологи считают, что моллюски произошли от несегментированных червей, поэтому и поныне не имеют метамерности в строении тела.  Моллюсков насчитывается около 130 тысяч видов.
Моллюски обитают преимущественно в морях, в солоноватых водах, в пресных водоёмах, а также на суше. Большинство водных моллюсков – обитатели дна. Одни из них ползают на мускулистой подошве, другие зарываются в грунт или ведут прикреплённый образ жизни. Сухопутные моллюски встречаются в разнообразных ландшафтах суши.
Мягкое тело моллюска обычно состоит из головы, туловища и ноги – органа движения (перелистните учебник на стр. 137, смотрите рисунок вверху справа, рисую на доске внешний вид виноградной улитки). На голове находятся ротовое отверстие, две пары щупалец: на верхней паре (глазных щупальцах) находятся глаза, нижние щупальца (губные) являются органом осязания. Тело моллюсков покрыто мантией – кожной складкой, которая свешивается со спины. Между стенкой тела и мантией находится мантийная полость с мантийным комплексом органов: органы дыхания (жабры или лёгкие), органы химического чувства (осфрадии) и органы равновесия (статоцисты), анальное отверстие, протоки почек и половых желез. Мантия наружу выделяет раковину, чаще цельную, реже двустворчатую или состоящую из нескольких пластинок. Раковина защищает тело моллюска от врагов и механических повреждений и выполняет роль скелета, к которому прикрепляются мышцы и некоторые другие органы. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, средний – тончайшими пластинками карбоната кальция, внутренний – перламутровым слоем. У некоторых моллюсков раковина обрастает мантией и погружается вовнутрь (слизни), а у некоторых – а то и вовсе редуцируется – головоногие моллюски.  Нервная система моллюсков представлена окологлоточным нервным кольцом, где наибольшего развития получает надглоточный нервный узел (прообраз головного мозга) и разбросанными нервными узлами, соединёнными нервными стволами, отходящими от надглоточного нервного узла. Органы чувств представлены глазами, органами химического чувства (осфрадиями), органами равновесия (статоцистами). Кровеносная система характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и предсердий, и сосудов. Кровеносная система не замкнута, следовательно, часть крови проходит по полостям между внутренними органами. Органы дыхания у водных моллюсков представлены жабрами, у наземных – лёгкими. Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, далее следует глотка с расположенным в ней уникальным органом – тёркой, или радулой, с роговыми зубчиками. Тёркой моллюск соскабливает растительную пищу. Измельчённая кашица поступает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы. Кишка открывается в мантийную полость анальным отверстием. Органы выделения у моллюсков представлены почками, протоки которых также открываются в мантийную полость. Моллюски преимущественно раздельнополые животные, реже – гермафродиты. Личинки моллюсков на самых ранних стадиях развития напоминают трохофору кольчатых червей (о чём это говорит?).
Каково же значение моллюсков в природе и в жизни человека? Моллюски – важное звено в цепях питания в водных и сухопутных экосистемах. Среди водных моллюсков много фильтраторов, илоедов, которые имеют большое значение в биологической очистке вод и разрушении органики. Как мы уже знаем, некоторые моллюски являются промежуточными хозяевами гельминтов. Моллюски имеют значение для человека как источник перламутра и жемчуга (откройте страницу учебника 139, рисунок вверху слева). Образование жемчуга происходит следующим образом: в мантийную полость попадает песчинка, которая затем в течение длительного времени покрывается слоями перламутра, сходного с внутренним, перламутровым, слоем раковины. Наиболее ценится жемчуг морской жемчужницы, встречающейся в Красном море, Индийском и Тихом океанах. Многие морские двустворчатые употребляются в пищу: устрицы, мидии, гребешки, съедобны и головоногие моллюски – кальмары.
В Типе Моллюски выделяют несколько классов, из них три основных – Класс Брюхоногие, Класс Двустворчатые и наиболее сложно организованный Класс Головоногие моллюски.
Класс Брюхоногие моллюски, или улитки, насчитывает около 90 тысяч видов. Среди улиток встречаются морские, сухопутные и вторичноводные виды (катушка, прудовик). Обычно раковина брюхоногих спирально закручена. Большинство – растительноядные, встречаются и хищные формы, питающиеся червями, ракообразными или другими моллюсками. Слизни и виноградные улитки – вредители сельского хозяйства.  Во Франции виноградных улиток и крупных морских улиток-трубачей считают деликатесом и с удовольствием едят. Тропические улитки из рода теребра и конус ядовиты для человека. Раковины улиток каури в древности использовали в качестве разменной монеты.
Класс Двустворчатые моллюски характеризуется тем, что его представители имеют двустворчатую раковину, створки которой на спинной стороне соединяются эластичной связкой и замком, состоящим из зубовидных выростов на одной створке и соответствующих им углублений на другой. Тело продолговатое, сплюснутое, состоит из туловища и ноги. Нога у многих двустворчатых сплюснута с боков и заострена по свободному краю, образуя подобие киля. Такая нога служит для рытья песка и ила. На переднем конце туловища находится рот, на заднем – анальное отверстие. Гигантская тридакна имеет раковину диаметром 135 см. В водоёмах можно обнаружить беззубку, перловицу, а также речную жемчужницу. Морские двустворчатые – мидии, устрицы, морские гребешки человек использует в пищу. Среди двустворчатых моллюсков имеются камнеточцы и древоточцы (тередо, или корабельный червь).
Класс Головоногие – наиболее сложноорганизованный. Сюда входят хищные осьминоги, кальмары и каракатицы, имеющие редуцированную внутреннюю раковину. Нога у головоногих моллюсков превращена в щупальца, усаженные многочисленными присосками. Щупальца окружают ротовое отверстие. Тело головоногого моллюска чётко обособлено на голову и туловище. Ротовое отверстие снабжено ротовыми челюстями, изогнутыми наподобие клюва.  По бокам головы расположены два крупных глаза. Нервная система у головоногих достигает апогея в своём развитии: наблюдается сосредоточение всех нервных узлов и их концентрация в единый нервный узел – головной мозг, защищённый даже хрящевым черепом. Поэтому для головоногих моллюсков характерно сложное поведение. У головоногих не одно, а три сердца: одно гонит кровь по телу, а два других проталкивают её через жабры. Обитают головоногие в морях и океанах, как в толще воды, так и около дна, известны глубоководные формы. В заднюю кишку открывается проток чернильной железы – особого приспособления головоногих. Внезапно потревоженные осьминог, кальмар или каракатица выбрасывают из воронки её выделения – чёрное или бурое облако, скрывающее животное от нападающего противника. «Чернила» эти ядовиты и парализуют обонятельные нервы хищных рыб. Глубоководные головоногие моллюски способны к свечению (почему?).
  III. Закрепление изученного.
Итак, тело большинства моллюсков состоит из головы, туловища, ноги. Тело, как правило, покрыто раковиной. Мантия – кожная складка, ограничивающая мантийную полость, в которой находятся жабры и куда открываются протоки почек и анальное отверстие. Нервная система узлового типа, наибольшего развития достигает у головоногих моллюсков, характеризующихся сложным поведением. Двустворчатые и головоногие – исключительно водные животные. Брюхоногие моллюски встречаются и в водной среде, и на суше.
IV. Домашнее задание.
Изучить текст учебника; ответить на вопросы учебника.
Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin | Теги: биология в школе, урок биологии, учителю биологии, конспект урока биологии, поурочные планы уроков биологии, экология, открытый урок биологии
Просмотров: 3164 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru