Говоря о владении каким-либо
иностранным языком, мы всегда подразумеваем определённые уровни его
знания. Любой обучающий курс строится исходя из того, каким уровнем
обладают ученики, ведь лексика и грамматика «новичка» существенно
отличается от тех, что изучаются на более поздних этапах.
Для того чтобы понять, к чему стремиться и
как развиваться, предлагаем познакомиться с уровнями владения
иностранным языком. Их принято разделять на шесть ступеней:
– «beginner» – начинающие. На этом
этапе происходит овладение самыми элементарными знаниями: чтение простых
текстов, умение в нескольких словах поддержать разговор на общие темы и
немного рассказать о себе. Активный словарный запас – около 500–600
слов.
– «elementary» – базовый. После начального
этапа у студента формируется более правильно произношение, словарный
запас увеличивается, в среднем, до 1000 слов, чтение становится более
беглым и осознанным, а также начинают распознаваться грамматические
конструкции.
– «pre-intermediate» – «перед
средним». На данном этапе обучающийся начинает лучше воспринимать
иностранную речь на слух, активный словарный запас достигает 2000 слов.
– «intermediate» – средний. Именно с
этого этапа начинается разговорный английский. Словарный запас в 3000
слов и обширные знания грамматики позволяют поддерживать разговор на
бытовые темы, распознавать речь на слух и вести переписку на иностранном
языке.
– «upper intermediate» – выше среднего. Это
свободное понимание речи, в том числе телевизионных передач и
иностранных фильмов. Словарный запас достигает 4000–5000 слов.
– «advanced» – свободный. Данная степень владения языком приближена к знанию иностранного языка на уровне родного.
Из описания становится понятным,
что если не самую важную, то определённо значительную роль играет
словарный запас обучающегося. Слова, которые мы узнаём в процессе
изучения, – это своего рода бусины, которые, нанизываясь на определённые
правила и структуры изучаемого языка, составляют систему знания,
открывающую нам новый взгляд на мир.
Поначалу такие цифры, как 3000–5000
слов могут напугать, и у изучающего может сложиться мнение, что столько
информации заучить невозможно, однако всё гораздо проще, чем может
показаться на первый взгляд. В 90 процентах речи человек, независимо от
возраста и уровня образованности, использует всего 300–350 основных
слов, многие из которых знакомы ему ещё со школьной скамьи.
Данный курс не зря носит название базового. В
нём на протяжении десяти уроков мы будем разбирать основные правила
построения предложений в английском языке и изучим самые необходимые и
распространённые в бытовой речи слова.
Пополнение словарного запаса –
обязательное условие совершенствования английского языка. Чем большим
лексическим запасом вы обладаете, тем лучше будете понимать язык и
говорить на нём, и тем грамотнее станет ваша речь.
Безусловно, всех интересует вопрос: «Как
учить английские слова, не превращая процесс в бессмысленную зубрёжку?» В
начале этого курса мы приведём несколько рекомендаций, как изучать
новую лексику более эффективно.
Прежде всего – выберите свою цель,
то есть то, для чего вам нужно знать английский язык. В зависимости от
целей изучения будет формироваться тот необходимы минимум, та база
лексики и грамматики, которая найдёт активное применение в вашей жизни.
Конечно, есть такие темы, как «Приветствие», «Семья», «Еда», которые
необходимо знать каждому, но, изучив основы, переходите к
предпочтительным для вас сфере и тематике. Изучаете английский для
работы? Делайте акцент на бизнес-терминах и деловом стиле. Любите
путешествовать? Изучайте английский для путешествий.
А теперь несколько слов о там, как учить английские слова эффективно.
Способ первый. Карточки со словами.
Старый добрый способ выучить новую
лексику. Метод не требует материальных затрат, достаточно эффективен и
прост. Суть в том, что на каждое новое слово вы пишете карточку, где с
одной стороны будет слово на английском, на другой стороне – его
перевод. Этот метод хорошо подходит людям с ассоциативным мышлением. В
уме вы связываете новое англоязычное понятие и предмет, который оно
обозначает. Пролистывая карточки и читая слово на английском, необходимо
называть его перевод, а потом, наоборот, читая русский перевод слова,
нужно назвать его английский эквивалент. Изучение можно усложнить,
воспользовавшись англо-английским словарём: напишите вместо перевода
определение выбранного слова на английском языке. Запоминание будет
более эффективным, если учить новые слова в контексте. Поэтому можно
писать на карточке не просто слово, а предложение, в котором оно
используется. Откуда взять такое предложение? Можно ввести изучаемое
понятие в электронный словарь, например, Lingvo: он выдаст вам наиболее
популярные варианты использования лексики. Для того чтобы метод был
действительно эффективным, с карточками нужно постоянно работать:
просматривать и повторять изученную лексику. Периодически меняйте
карточки на новые, а через одну – две недели верните старые, чтобы
повторить слова.
Способ второй. Блокнот-словарь.
Альтернатива карточкам, которая будет всегда
под рукой, где бы вы ни находились. Пусть каждая страница блокнота
соответствует одному дню изучения. В одну колонку выписывайте английские
слова, в другую – их перевод, возможно, синонимы и предложения с их
использованием. Чтобы изучаемая лексика хорошо закреплялась в памяти, не
забывайте о повторении, прочитывая в течение дня выбранные слова,
отмечайте дату и количество повторений.
Способ третий. Обучающие сайты и приложения
Используйте безграничные возможности
всемирной сети и достижения разработчиков мобильных приложений. Одна из
лучших программ по версии редакции Apple в категории «Образование» –
приложение «Words» – поможет в изучении новых слов. Программа
адаптируется под пользователя и подбирает те слова, с которыми ранее
возникали трудности. Похожие приложения «Easy Ten» – тренажёр для
запоминания 10 новых слов ежедневно – и «Rosetta Stone» – программа для
изучения новой лексики через ассоциации. В освоении грамматики
пригодится сайт и одноимённое приложение «Lingua Leo», а довести до
автоматизма использование артиклей или неправильных глаголов поможет
программа «English Grammar in Use Activities». Безусловно, список
полезных сайтов и приложений на этом не заканчивается.
Способ четвёртый. Mind Map
Интеллект-схемы помогают объединить слова
одной тематики в группу для более лёгкого запоминания. Первый этап
запоминания начинается в тот момент, когда вы только рисуете схему, а
наглядность и простота использования поможет ещё более качественно
усвоить новую лексику.
В Mind Map можно также включить ассоциации,
которые связаны с тем или иным словом. Ассоциации могут быть трёх видов.
Фонетические – их суть в том, чтобы подобрать слово из родного языка,
созвучное тому, которое нужно выучить. Метод фонетических ассоциаций
помогает не только запоминать слова, но и усвоить правила произношения.
Так, например, англоязычные изобретатели придумали ассоциацию для
произношения самых романтичных слов на русском с помощью фонетической
ассоциации, которая звучит как «yellow blue tea bear» – я люблю тебя.
Лексические – для запоминания подбирается
слово, похожее по произношению и отдалённо связанное по значению с
изучаемым. К примеру, для того чтобы запомнить слово heel – «пятка»,
нужно просто вспомнить имя героя, известного своей смертью из-за этой
части тела. Всё верно, речь об Ахилле. Теперь просто повторите несколько
раз: «Heel – „пятка", потому что Ахилл». Также ассоциации можно связать
с пережитыми ощущениями и впечатлениями. Слово inception – «начало» –
несложно запомнить, потому что вы, скорее всего, смотрели одноимённый
фильм с Леонардо Ди Каприо.
Способ пятый. Окружите себя изучаемыми словами
Расклейте по всему дому карточки,
таблички с английскими названиями предметов домашнего обихода,
разместите их на экране компьютера, словом, сделайте всё, чтобы новые
слова постоянно бросались в глаза.
А вот несколько правил:
Правило первое. Как можно чаще используйте изученную лексику
«Tell me and I forget. Teach me and I
remember. Involve me and I learn» – говорил Бенджамин Франклин. В
переводе на русский фраза звучит, как «Скажи мне, и я забуду. Научи
меня, и я запомню. Увлеки меня, и я научусь». Для чего мы учим новые
слова? Очевидно, для того чтобы использовать их в речи. Начинать
практиковать изученную лексику нужно как можно раньше. Полезно
составлять короткие рассказы с использованием новых слов, причём
замечательно запомнится лексика, изложенная в коротком смешном тексте.
Можно составлять предложения или рассказы с новой лексикой и записывать
их, а потом рассказывать кому-нибудь.
Правило второе. Тестируйте свои знания
Не ленитесь время от времени проходить
различные тесты на уровень словарного запаса. В Интернете таких тестов
очень много: платные и бесплатные, для новичков и профессионалов,
короткие и длинные. Пройдя тест, вы сразу увидите, что отложилось в
памяти, а какие темы или слова нужно повторить.
Правило третье. Создайте свой ежедневный план и выполняйте его
Не гонитесь за быстрым результатом и
не напрягайтесь чрезмерно. Выявите комфортный для себя темп и
постепенно двигайтесь к заветной цели. Самым оптимальным будет изучать
5 – 10 слов в день. Чётко следуйте своему плану изучения новой лексики,
чтобы увидеть прогресс. |