Cоставлена А.Н.Лутошкиным
Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени
сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка,
спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Ведь от
этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной
коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является
одним из
...
Читать дальше »
|
Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено)
направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет
определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних
симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы.
Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив
благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива
расположены к ребенку, насколько сам ребенок ра
...
Читать дальше »
|
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит
мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в
первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы
хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны
понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не
наоборот. В этой связи явно недостаточно, чтобы педагог просто выполнял
свои профессиональные функции или реализовывал
...
Читать дальше »
|
Данная диагностическая методика направлена на выявление ориентиров
педагогического коллектива школы в сфере воспитания. Ориентирован ли
педагогический коллектив на гуманистическое воспитание – или в нем
преобладают авторитарные установки? Видят ли педагоги в ребенке
полноправного субъекта собственной деятельности, способного совершать
свободный выбор, принимать осмысленные решения, нести ответственность за
них – или ребенок представляется им нуждающимся в
...
Читать дальше »
|
Казалось бы проведение подобного анализа – это всегда субъективная
оценка, дело вкуса. Кому-то может нравиться один вариант организации
школьного пространства, кому-то – другой. А о вкусах, как известно, не
спорят. Но в данном случае речь и не должна идти об эстетической оценке.
Речь идет об оценке педагогической. То есть, не о соответствии тех или
иных компонентов школьной среды эстетическим пристрастиям экспертов, а
об их педагогической целесообразности.
...
Читать дальше »
|
Жизнедеятельность современной школы характеризуется значительным
разнообразием детских объединений, функционирующих на ее основе. И
эксперту, изучающему эффективность процесса воспитания в школе, с самого
начала очень важно определить, с каким типом детского объединения он
имеет дело.
Тип детского объединения, по мнению А.Г.Кирпичника, это обобщенный
образ детского объединения, выделенный из совокупности других
...
Читать дальше »
|
Никакие профессиональные
(подчеркнем – именно профессиональные) действия отдельных педагогов,
никакая скоординированная система действий всего педагогического
коллектива, никакие программы воспитания, никакие методики и технологии
не возникают из ниоткуда. В той или иной мере они являются порождением
неких идеальных представлений воспитателей о том, что, как и зачем нужно
или не нужно делать в школе. Эти наиболее общие представления педагогов
о цели, зада
...
Читать дальше »
|
Кроме общешкольных документов, отражающих процесс воспитания,
традиционной для большинства образовательных учреждений стала практика
составления классными руководителями планов воспитательной работы.
Предлагаемый ниже возможный вариант структуры такого плана составлен
нами на основе материалов Н.Л.Селивановой и М.В.Шакуровой. Итак, план
воспитательной работы классного руководителя может содержать в себе:
1.Общие
...
Читать дальше »
|
Суть содержательного анализа состоит в том, чтобы на основе этих
документов представить себе целостную картину организации процесса
воспитания в школе. Конечно же, наилучший способ для получения такой
картины – это непосредственное участие эксперта во всем, что происходит в
школе. Но, согласитесь, побывать везде и сразу ему просто физически не
удастся. Даже заместитель директора по воспитанию не в состоянии таким
способом получить исчерпывающее представлен
...
Читать дальше »
|
Одной из важнейших задач школьной администрации является
организация профессиональной адаптации молодого педагога к
учебновоспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание
системы школьного наставничества.
Современной школе нужен профессиональнокомпетентный,
самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к
реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному
включен
...
Читать дальше »
|
Самоподготовка учащихся включает систему самостоятельных
упражнений, обеспечивающих усвоение и углубление материала, изучающегося
на уроке, а также формирование навыков самостоятельной работы.
Соблюдение некоторых правил позволит успешно организовать самоподготовку
младших школьников.
Специфика обучения в школах полного дня:
|
Технологическая карта как форма перспективного планирования учебного процесса
И заместитель директора школы, и учитель в условиях
интенсификации и оптимизации управления начальной школой должны повышать
научный уровень анализа и самоанализа урока. Поможет в этом составление
технологической карты урока.
Технологическая ка
...
Читать дальше »
|
"Все – и хорошее, и плохое - человек получает в семье". Семья –
это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие
привязанности: любовь и дружба, школа доброты, честности, долга и
многообразная система отношений с родителями, с братьями и сестрами, с
родными и знакомыми.
Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждение, характер и
идеалы – основа всех этих социально-психологических параметров личности
заклад
...
Читать дальше »
|
За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое
снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять
свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи. Как возродить
любовь к языку, как заставить работать на уроках даже самых нерадивых
школьников?
В системе образования предмет "Русский язык” занимает центральное место.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
и
...
Читать дальше »
|
Почему трудности в обучении детей — это вечная проблема
школы? Педагоги-ученые основную причину возникновения трудностей в обучении
младших школьников видят, прежде всего, в несовершенстве методов преподавания.
С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В. Ф. Шаталова,
С. Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки зрения. Между тем
многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и
некоторых нравстве
...
Читать дальше »
|
Психолого-педагогическая типология общего отставания в
учении у младших школьников включает три поведенческих типа:
А: дети с низкой интенсивностью учебной деятельности.
В: дети с низкой эффективностью учебной деятельности,
В: дети с сочетанием признаков ни
...
Читать дальше »
|
1. Как лидерство
помогает совершенствовать работу школ, повышать учебные показатели и
профессиональное удовлетворение учителей?
...
Читать дальше »
|
Система внутришкольного контроля (далее – ВШК) – "инструмент"
управления, роль которого с каждым годом возрастает. При этом скорость
пересмотра и развития теоретических основ проектирования этого
"инструмента" существенно ниже скорости возникновения новых практических
целей его реализации.
Семантический анализ самого названия этого управленческого
инструмента выявляет некую недосказанность. Внутришкольный контрол
...
Читать дальше »
|
Уровень воспитанности обучающихся – это степень
сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств их
личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по шкале: высокий,
хороший, средний, низкий уровень сформированности. При этом если хотя
бы одна составляющая поведения ученика получила резко отрицательную
оценку, как не соответствующая нормам нравственности и поведения в
обществе, то общая оценка воспитанности будет низкой.
...
Читать дальше »
|
В каждом классе в помощь учителю избирается родительский актив.
Он состоит из трех-пяти человек. Во многих школах группы актива
называются родительскими комитетами класса. Члены родительского актива
работают под руководством родительского комитета школы в тесном контакте
с классным руководителем.
Общешкольные родительские комитеты создаются в целях содействия
образовательному учреждению в осуществлении воспитания
...
Читать дальше »
|
Введенная в рамках национального проекта "Образование" система
материального стимулирования классных руководителей позволила говорить
об усилении их роли в воспитательной системе школы, повышении требований
к воспитательной составляющей образовательного процесса.
При этом современное образование требует отказа от авторитарных
форм побуждения к работе. Поиск новых способов стимулирования труда
классного руководителя оп
...
Читать дальше »
|
В основе программы "Ступеньки роста", реализуемой в ГОУ СОШ "Школа
здоровья" № 901 г. Москвы, лежат следующие приоритетные идеи:
1.
Идея развития:
...
Читать дальше »
|
Каждый ученик 9 и 11 классов должен пройти процедуру
государственной (итоговой) аттестации. При этом необходимо повторить
большой объем школьной программы. Как показывает практика, многие
педагоги предлагают обучающимся подготовиться к итоговым испытаниям либо
в индивидуальном порядке, либо в малочисленных группах. А возможно ли
качественно подготовить каждого ученика в условиях многочисленного
класса? Автор статьи предлагает решение.
...
Читать дальше »
|
Результат деятельности социального педагога во многом зависит от
эффективной организации работы. Это и ведение документации, и
отчетность, и кадровые ресурсы и многое другое. Следует отметить, что
деятельность данных специалистов не всегда можно оценить с помощью
количественных показателей, должна присутствовать и качественная оценка,
ресурсом которой может выступать портфолио.
Портфолио - это набор мате
...
Читать дальше »
|
Одно из основных направлений деятельности педагога-психолога
образовательного учреждения – коррекционно-развивающая работа с детьми.
Она проводится как в индивидуальной форме, так и в групповой.Существуют
следующие типы коррекционных программ:
- стандартизированные - в них определены основные этапы
программы, необходимые материалы, требования к
...
Читать дальше »
|
Педагогическое творчество учителя в реализации
личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с разными
возможностями через центры активности
Учитель – центральное звено в реализации основных направлений
модернизации образования в целом по стране и в отдельно взятой школе.
Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески
работающего педагога - творчески развитые ученики".
...
Читать дальше »
|
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и
у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку.
Необходимость применения информационных компьютерных технологий в
школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет
становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в
мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс
сопровождается существенными изм
...
Читать дальше »
|
Конфликтом называют столкновение
противоположно направленных и инесовместимых друг с другом тенденций в
сознании отдельно взятого человека,в межличностных отношениях людей, в
отношениях между группами, связанное с острыми эмоциональными
переживаниями. Бесконфликтного общения не бывает.
Конфликт – закономерное явление,
так ка
...
Читать дальше »
|
Цель: определить наиболее значимые критерии успешности
педагогической деятельности учителя, способы поддержки, сопровождения
создания и развития имиджа педагога, его персонального бренда,
способного конкурировать на современном рынке образовательных услуг.
Задачи:
- Рассмотреть труд учителя как трехмерное взаимосвязанное пр
...
Читать дальше »
|
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой как рыбы,
Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью.
...
Читать дальше »
|
|